Маркетинг влияния. Что бренды должны знать о праве и правилах при работе с инфлюенсерами?
30 Апр 2021, 14:38

Маркетинг влияния. Что бренды должны знать о праве и правилах при работе с инфлюенсерами?

Исследования показывают, что люди проводят в социальных сетях в среднем более двух часов в день, листая ленту и внимая рекомендациям тех, на кого подписаны. В то же время всё больше компаний, брендов миксуют традиционные методы рекламы и инфлюенсер-маркетинг, чтобы получить больший охват аудитории. Какие правовые аспекты следует учитывать при работе с инфлюенсерами?

В первую очередь, давайте разберемся, кто такой инфлюенсер. Это тот, кто имеет обширную аудиторию в социальных сетях. Тот, кто может влиять на решения и мнения других людей. И тот, с кем вы можете сотрудничать для продвижения своих товаров и услуг, бренда. Инфлюенсеры могут как быть реальные — люди из числа знаменитостей, блогеры, пользователи соцсетей с определенной аудиторией, так и виртуальные — созданные кем-либо образы со своими интересами, ценностями, историями жизни и подписчиками.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Создать своего диджитал инфлюенсера, или Как бренды используют новый инструмент маркетинга

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Не так давно Управление по конкуренции и рынкам США расследовало деятельность некоторых знаменитостей и онлайн-звезд, занимающихся рекламой, обратив внимание на правила раскрытия информации и соблюдение законодательства о защите прав потребителей. Оказалось, эта сфера не так проста.

Вот некоторые инсайты и рекомендации тем, кто намерен использовать инфлюенс-маркетинг для продвижения бизнеса — будь то отель, ресторан или производство корма для котов:

  1. Подпишите договор о сотрудничестве или оказании услуг. В нем должны быть предмет договора, условия, обязательства бренда и блогера, инфлюенсера или агентства, через которое ведется работа, график платежей и т.п. 
  2. Отдельное внимание уделите интеллектуальной собственности. Должно быть понимание того, кто создаёт, несёт ответственность за создание конкретного (уникального) контента — текст, фото в Instagram или видео в TikTok — и кому будут принадлежать авторские права на него. Не забывайте, что авторское право защищает выражение идей в форме различных творческих произведений, таких как литературные произведения, музыка, видеоклипы и фильмы — и это лишь некоторые из них. Оно возникает автоматически без обязательной регистрации. Если нет каких-либо письменных договоренностей, все права принадлежат автору. Например, если инфлюенсер создаст серию мемов или картинок, но у вас с ним не подписан договор с положением о передаче авторских прав на такой контент, все права остаются за ним. А это означает, что инфлюенсер сможет эти же картинки использовать в коллаборации с другими, в том числе — вашими конкурентами.
  3. Предположим, вы планируете использовать образ, изображение инфлюенсера в других проявлениях — на сайте, на своих корпоративных страницах в соцсетях, на билбордах, в брошюрах и пр. В таком случае — получите письменное разрешение на использование. К слову, оно может быть частью договора о сотрудничестве или оказании услуг.
  4. Если в сотрудничестве с инфлюенсером вы создаете новые бренды, коллекции одежды, аксессуаров, обсудите, а потом и зафиксируйте ваши договоренности — кто имеет право регистрировать такие бренды и как распределяется доход от такой коллаборации. Если бренды — за вами, подайте заявку на регистрацию торговой марки (ТМ). Кстати, созданный совместно хештег также можно зарегистрировать как ТМ. Если не зарегистрируйте, то и инфлюенсер, и другие пользователи, и даже ваши конкуренты смогут его использовать без вашего согласия.
  5. Пришли к соглашению, что созданный бренд принадлежит вам совместно? Ок, подайте заявку на регистрацию ТМ на двоих. Но не забудьте подписать при этом договор, в котором урегулируете вопросы совместного использования — имеет ли право инфлюенсер без вашего согласия использовать эту ТМ? Имеете ли вы такое право? Кто имеет право регистрировать домен для новой ТМ? И т.д.
  6. В ходе коллаборации вы можете создавать и слоганы, и дизайны новой продукции. Обсудите, зафиксируйте договоренности и зарегистрируйте согласно этим договоренностям созданную интеллектуальную собственность. К слову, слоганы регистрируются как торговые марки, а дизайны — как промышленные образцы.
  7. Если планируете предоставить инфлюенсеру доступ к конфиденциальной информации, то обязательно подпишите NDA, т.е. договор о неразглашении. К такой информации может относиться информация о ваших планах выхода на другие рынки, выводах новых продуктов, изображений, чертежей, технологии ваших новинок. Кроме подписания такого договора, важно обеспечить и доказательства раскрытия такой информации. Например, в приложении к договору детально укажите ту информацию, которую раскрываете.
  8. Вы обращали внимание, что рекламные посты западных блогеров в Instagram содержат маркировку sponsored или promotion? Регуляторы в США настоятельно рекомендуют инфлюенсерам, включая тех, кто регулярно работает с определенным брендом и кого аудитория воспринимает как амбассадора этого бренда, при каждом таком посте указывать на «спонсорские отношения». Например, используя хештеги #ad, #sponsored. При этом в видеообзорах и других видеоматериалах упоминание об «отношениях» с брендом должно быть в начале видео, а не после того, как аудитория ознакомится с ним. Как и в любом другом проявлении, материале инфлюенсера коммерческое намерение может быть неочевидно для потребителя, соответственно, может ввести его в заблуждение. 
  9. Наличие рекламной маркировки в материалах инфлюенсера, с которыми работает бренд — это еще и репутация бренда. Да, она может пострадать в случае сокрытия или непрозрачности рекламных отношений. Критика пользователей, подписчиков — минимум, который не заставит себя ждать. В других юрисдикциях это еще и суд, штраф.
  10. Регулирование в сфере маркетинга влияния уже применяется в ряде крупнейших, экономически развитых стран. Учтите это при выходе на международные рынки.

Кавер: Unsplash

Расскажите друзьям про новость