Маркетинг здравого смысла: какими должны быть коммуникации бренда в условиях войны
12 Дек 2022, 15:54

Маркетинг здравого смысла: какими должны быть коммуникации бренда в условиях войны

Еще никогда не было так важно быть в контексте, как сегодня. Если коммуникации не вписываются в военное время, бренд постепенно теряет позиции на рынке и лояльность аудитории. На конференции «Маркетинг с верой в Украину» представители топовых украинских компаний поделились своим опытом коммуникаций.

Редакция MMR выделила несколько «сит», через которые опытные маркетологи и коммуникационщики сейчас пропускают контент мира прежде чем опубликовать. Надеемся, он пригодится вам и поможет сохранить репутацию компании во время войны.

Сито правды

Бизнес должен четко определиться со своей позицией на этой войне и ясно донести эту точку до клиентов:

  • осуждает ли компания действия россии?
  • вышла ли компания с рынка россии?
  • соответствуют ли коммуникации компании действующему закону об украинском языке или на каком этапе перехода находится сейчас компания?
До 24-го мы не задавались вопросом, что делать с теми рынками и странами, которые начинают вести себя агрессивно, на которые накладывают санкции.

«До 24-го мы не задавались вопросом, что делать с теми рынками и странами, которые начинают вести себя агрессивно, на которые накладывают санкции. Общество ожидает от тебя как от компании четкой позиции о том, что мы с этим не согласны. Поэтому нужно иметь стратегию, как работать с находящимися под санкциями рынками и не поддерживают общую политику. Мы живем в таком мире, где нужно быть солидарными и анализировать, что происходит. А ведь риски остаются. И если на каком-то рынке есть плохие люди, которые делают плохие вещи, то нужно выходить», ― Иван Кузив, Chief Marketing Officer в MacPaw.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Не менее важна гражданская позиция информация о текущей деятельности компании:

  • как война влияет на выполнение обязательств компании перед клиентами?
  • как компания проходит текущий кризис и какие планы на ближайший период?
  • происходят ли сокращения кадров, зарплатного фонда?
  • планируется ли релокация?
  • как бизнес адаптируется к перебоям с электроснабжением и отопительным сезоном?

Сито ценностей

Несмотря на войну, брендам важно оставаться верными своим ценностям и начальным целям. Хороший пример ― лидер логистического рынка Новая Почта, который, несмотря на войну, ставит интересы клиентов выше прибыли.

KPIs команди ― решение проблемы клиента.

«У Новой Почты есть большая команда по обработке комментариев в соцсетях, это около 60 человек. KPIs команды ― решение проблемы клиента. Специалист сопровождает его столько, сколько нужно до решения вопроса», ― поделилась во время конференции Елена Плахова, директор по маркетингу и управлению репутацией Новой почты.

Более того, как и граждане, компании начали осознавать свою национальную идентичность и выходят на глобальные рынки как сильные игроки с уникальным продуктом. Эксперты усматривают в этом возможность не только для становления бизнеса как такового, но и для его развития на международной арене.

Глобальности не нужно бояться.

«В основе маркетинга должен быть международный нетворкинг. Я и сама вижу большой интерес к Украине. Надо идти, знакомиться, рассказывать о своем бизнесе, о том, что ты можешь в общей истории.

Глобальной не нужно бояться. В это нужно инвестировать время, усилия и ошибки, чтобы выйти на новый уровень», ― Килина Бишер, коммуникационный менеджер Минцифры, модератор вебинаров Дія.Бізнес и автор подкастов.

Сито человечности

Бренды всегда должны ставить в приоритет чувства людей, потребляющих их контент. Сейчас украинцы находятся в очень разных обстоятельствах. 

Максимально сенситивные коммуникации ― новый тренд.

«Максимально сенситивные коммуникации ― новый тренд. Люди не хотят читать рациональные коммуникации. Они хотят человечности, причастности к эмоциям. Раньше мы говорили всем обо всем. Но нужно убрать белый шум. Говорить только о том, о чем невозможно умолчать.

У нас нет морального права выгружать на всех все. Выбирайте таргетированные коммуникации, которые четко и индивидуально подходят к потребностям аудитории», ― Елена Плахова, директор по маркетингу и управлению репутацией Новой почты.

Сито полезности

Перед публикацией контента следует проанализировать, действительно ли информация важна для клиента и поможет ли ему решить насущный вопрос. Если ответ однозначно нет или есть сомнения, то лучше подождать подходящего момента для этого контента.

В условиях веерных отключений электроэнергии даже бренду электрокаров есть о чем общаться с аудиторией, если понимать ее потребности.

Неудачная коммуникация: рассказать о преимуществах своего двигателя или продолжать выкладывать рекламные тест-драйвы автомобиля, отснятые до перебоев с электричеством.

Удачная коммуникация: создать карту электрозаправок, работающих бесперебойно или договориться с сервисом такси о специальном тарифном плане для пользователей автомобилем.

Если совсем нечего сказать, лучше промолчать.

«Лучше позволить себе сделать позже, понимая последствия. То есть, если ты с брендом работаешь меньше, то будет работать твой конкурент. Он бодрствует, у него, возможно, не война. Но в следующий раз нужно будет вдвое больше поработать», ― Иван Кузив, Chief Marketing Officer в MacPaw.

Сито актуальности

Маркетинговые коммуникации должны быть точными, соответствовать контексту событий, где находится бренд и его клиенты.

Достаточно контентной истории, чтобы рассказывать об актуальном

«Достаточно контентной истории, чтобы рассказывать об актуальном: что есть бомбоубежище, есть генератор, Starlink», ― Антон Воронюк, СЕО Академии WebPromoExperts, директор по развитию агентства Webpromo.

Прекрасный пример привела главная коммуникационщица Новой Почты Елена Плахова: для информирования о возвращении в деоккупированную Харьковскую область бренд использовал не пресс-релиз, а пост в Twitter с красноречивыми последствиями пребывания врага в области.

Какими же должны быть коммуникации во время войны?

Адаптация ― это основа выживания человечества.

После просмотра конференции «Маркетинг с верой в Украину», вывод напрашивается сам собой: не существует ни военных, ни послевоенных коммуникаций. Есть коммуникации здравого смысла — актуальные здесь и сейчас для аудитории бренда. И не надо ждать, когда наступит более удобное время для общения с аудиторией. Следует адаптировать и развивать в компании эмпатию к своим клиентам.

«Адаптация ― это основа выживания человечества. Мы выжили только благодаря адаптации», ― Валерия Толочина, CMO Megogo.

Расскажите друзьям про новость