Думы про шаровары: прощание со старыми смыслами
18 Янв 2018, 11:48

Думы про шаровары: прощание со старыми смыслами

Основатель агентства GOLUBi GROUP Марина Голуб о том, каким должно быть представление Украины миру

В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь. 
Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое. 
В одно окно смотрели двое.

Марина Голуб
основательница GOLUBi Group, совладелец агентства стратегических решений «Голуб и Шинкаренко»

Первое впечатление невозможно произвести дважды. Много лет подряд мы слышим, что Украина плохо представлена в мире и люди ничего о нашей стране не знают. Естественно, в этом направлении предпринимались определенные усилия. В ХХ веке мир узнавал о нашей стране через победы спортсменов – братьев Кличко, Яны Клочковой и других. Мир через победы в спорте получал информацию, что Украина – независимая страна (а не Russia), и видел, что в Украине не только Чернобыль, а живут здоровые, красивые и талантливые молодые люди-спортсмены. 

Истории спортивных побед мирового уровня – прекрасное начало коммуникаций; любые истории успеха вызывают интерес и эмоциональный отклик. Но рассчитывать, что одних спортивных побед или событий уровня Евровидения будет достаточно для формирования репутации Украины как современного европейского государства, – наивно и непрофессионально. Страны африканского континента или островов-бывших колоний тоже завоевывают золотые медали и ставят мировые рекорды в спорте, их певцы становятся звездами мирового уровня. Однако такие истории не меняют сложившуюся репутацию этих стран как бедных, отсталых, неблагоприятных для бизнеса и просто опасных для жизни. Потому что в другом контексте об этих странах – совсем другие истории.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Рассчитывать, что одних спортивных побед или событий уровня Евровидения будет достаточно для формирования репутации Украины как современного европейского государства, – наивно и непрофессионально

Марина Голуб
основательница GOLUBi Group, совладелец агентства стратегических решений «Голуб и Шинкаренко»

Но только заходит речь о серьезном контексте для представления Украины миру, на этом этапе со смыслами и содержанием – полный провал и катастрофа. С этим мы сталкиваемся постоянно, когда в других странах организовываются деловые мероприятия, на которых представляют Украину. В прошлом году в торгово-промышленной палате одной из стран ЕС украинским бизнесменам организовывали встречу с местными бизнесменами. Чиновник-организатор с украинской стороны настаивал включить в нашу делегацию трио бандуристов и искренне недоумевал, почему его предложение не нашло отклика в наших сердцах. Но разве цель встречи – обмен культурным наследием прошлого? Чем бандуристы могут быть полезны во время деловых переговоров между бизнесменами двух стран? Лично я не имею ничего против культурного наследия. Но было бы странно, если бы на технологические выставки, экономические форумы и дипломатические приемы представители Греции приходили бы исключительно в хитонах, лавровых венках и сопровождали бы свои доклады и презентации исполнением мелодий на лирах и арфах.

Задача коммуникации в XXI веке – показать определенную картину, создать настрой, дать содержание, которые вызовут отклик и подтолкнут к определенным действиям. К каким действиям желают подтолкнуть иностранцев украинские чиновники, с упорством впихивающие по любому поводу, в любой контекст одни и те же бандуры, вышиванки, булавы и прочие артефакты прошлых столетий? Визуальный ряд украинцев как странных людей в веночках, шароварах, с булавами и бандурами, с вековечной печалью в глазах и думами про «Дніпро і кручі» – на серьезных деловых мероприятиях это все показывает Украину отсталой страной, где люди застряли в прошлом, в глаза не видели смартфоны и не пользуются современными благами цивилизации. Получая такое представление об украинцах и затем приезжая сюда, иностранцы испытывают культурный шок. Здесь они видят вполне обычную европейскую страну, где внешний вид людей и предметы обихода ничем не отличаются от Лондона, Брюсселя или Варшавы.

Любой психолог скажет вам: смыслы, стилистика и айдентика прошлого выдают в человеке его непонимание настоящего и неспособность мыслить в категориях будущего. Застревать в образах прошлого и выдавать его за настоящее – тупик. Люди, которые «продвигают» нашу страну через булавы, бандуры и веночки как единственное культурное и историческое отличие Украины от всего мира, скорее всего, сами не знают страны, в которой живут. Их уровень понимания отличий Украины застрял на том, что запомнилось из начальных классов советской школы.

А ведь есть другие истории. Украинцы создали технологии, которые входили в каждый дом, меняли жизнь человечества, начиная от разработки лекарств, первой в мире керосиновой лампы, пассажирского самолета, вертолета, космического аппарата, современных сервисов WhatsApp, PayPal. И сейчас здесь живут молодые, талантливые и креативные люди, которые продолжают генерить и воплощать уникальные идеи.

BBC Ukrainian показал сюжет про украинского изобретателя Андрея Карпюка, который вошел в рейтинг инноваторов года Восточной Европы – New Europe 100. Он придумал девайс, с помощью которого за 10 минут можно сделать анализ пищевых продуктов уровня лаборатории и получить полную информацию о содержании в пище полезных и вредных веществ и решение, можно ли есть эти продукты, можно ли их давать ребенку, и сохранить здоровье. 

Украинские стартапы выигрывают международные конкурсы. Это и разработанные украинцами часы-дисплей LaMetric Time, которые называют «Apple Watch для дома или офиса»; устройство Сardiomo, с помощью искусственного интеллекта анализирующее сердечный ритм и сигнализирующее о первых симптомах заболеваний сердца; уникальный 3D-принтер для керамических изделий и форм, которые могут использоваться в медицине и аэронавтике. А тот факт, что SpaceX использует для перевозки крупногабаритной детали своей ракеты транспортный самолет АН-124 Руслан украинского авиаконцерна «Антонов»? Это все – истории, через которые миру нужно рассказывать, почему Украина – это интересно, это в тренде, здесь XXI век, и кто инициативный, продвинутый – вам тоже сюда нужно, нам есть о чем поговорить.

Украинцы создали технологии, которые входили в каждый дом, меняли жизнь человечества, начиная от разработки лекарств, первой в мире керосиновой лампы, пассажирского самолета, вертолета, космического аппарата, современных сервисов WhatsApp, PayPal

Марина Голуб
основательница GOLUBi Group, совладелец агентства стратегических решений «Голуб и Шинкаренко»

Украинская культура уже узнаваема в мире. Петриковская роспись признана частью мирового культурного наследия; стилистика украинского орнамента стала трендом современной моды. Украинские коллективы, рок- и фолк-группы – ансамбль имени Вирского, «Океан Эльзы», «ДахаБраха», ONUKA и другие – покоряют мировые сцены и сердца меломанов. Мини-альбом «Vidlik» ONUKA занял первую строку электронных чартов iTunes в Великобритании, Польше, Германии, Дании, Нидерландах и Швеции. Звезда Manchester United, «икона стиля» Дэвид Бекхэм представил свою новую торговую марку под музыку «ДахаБраха»; песня этой группы стала саундтреком к популярному американскому сериалу Fargo. Это результаты высочайшего профессионализма – как в творчестве, так и в коммуникациях. 

Пока коммуникация не выйдет за пределы лубочно-шароварных смыслов, мир не понимает какую из двух разных «Украин» воспринимать серьезно – ту, которая выглядит архаичной и отсталой, или другую – модерную и креативную.

Расскажите друзьям про новость