МАМИ составили прогноз рынка маркетинговых сервисов на 2014 год
МАМИ совместно с экспертами рынка проанализировали будущее маркетинговых сервисов в непростое для страны время. Уточнение декабрьского прогноза.
Реалии сегодняшней жизни таковы, что в связи со сложной политической и экономической обстановкой, давать точные сценарии развития рынка не представляется возможным, ведь ситуация меняется фактически ежедневно. В декабре эксперты прогнозировали незначительный рост в ряде маркетинговых программ и активностей, но уже в марте стало ясно, что этот год не будет легким, и не только для рекламной сферы. "В начале 2014, рынок маркетинговых сервисов проявлял большую активность в планировании проектов на год, но жизнь внесла свои коррективы, которые существенно отразились на реализации планов (аннексия Крыма, выборы президента, война на востоке Украины)" — прокомментировала сложившуюся ситуацию Алина Фролова, генеральный директор RAM 360 Agency.
Оценка объема рынка маркетинговых сервисов
Прогноз на 2014 год (уточнения)
Маркетинговые сервисы |
Итоги 2012г., млн. грн. |
Итоги 2013г., млн. грн. |
% изменения 2013 к 2012 |
Прогноз на 2014г., млн. грн. |
% изменения 2014 к 2013 |
Объем рынка Маркетинговых сервисов |
2 450 |
2 521 |
3% |
1 703 |
-32,5% |
В том числе: |
|
|
|
|
|
Consumer promo |
404 |
384 |
-5% |
288 |
-25% |
Trade marketing (Мерчандайзинг, Trade promo, Программы мотивации и контроля персонала) |
803 |
819 |
2% |
655 |
-20% |
Event Marketing |
247 |
222 |
-10% |
89 |
-60% |
Direct marketing (Mailing, DB management, Contact-Center) |
693 |
802 |
16% |
561 |
-30% |
Digital Marketing как поддержка Marketing Services (Internet marketing, Mobile Marketing, Experiential marketing) |
38 |
42 |
10% |
34 |
-20% |
Другое (Non-media спонсорство, life placement, ambient media ) |
265 |
252 |
-5% |
76 |
-70% |
В целом, по всем категориям маркетинговых сервисов идет спад. "В первую очередь, пострадали те направления, которые носят развлекательный и имиджевый характер — Event Marketing, Life Placement, Ambient Media" — отметила Екатерина Алексанян, управляющий директор "TWIGA GO!". По данным УАДМ объемы Direct Marketing снизятся до -12%, в то же время эксперты МАМИ настроены не так оптимистично и прогнозируют падение до -30%. "Рынок не перераспределился в Digital, и целенаправленно сфокусировался на способах мгновенного стимулирования продаж" — Олеся Савченко, client service director Тalan Communications.
Что же касается Consumer promo, то крупные бюджето-образующие компании, в основном, вошли в стадию выжидания и приостановили проекты по этому направлению. "Этот год пройдет под девизом "Надо подождать. "Hold" — самый популярный статус проектов в 2014 году" — подчеркнула Мария Дахлалла, генеральный директор All Motion Group. Категории клиентов со средними и небольшими бюджетами активизировали свои проекты начиная со второй половины второго квартала, но эти активности глобально не влияют на общий объем маркетинговых бюджетов. С Trade marketing аналогичная ситуация: "Трейд-маркетинговые программы, которые были разработаны на 2014 год, явно требуют адаптации и доработки, что влечет за собой привлечение дополнительных ресурсов и снижение бюджетов на реализацию проектов" — считает Сергей Гермашев, директор Full Contact.
Так же на состояние рынка влияет и невозможность проведения программ на проблемных территориях: с одной стороны, это уменьшение объема присутствия многих компаний на рынке Украины в связи с нестабильностью (уход с рынка, снижение оборотов), с другой — сокращение территории для работы тех компаний, которые на рынке остаются. Летом активности в Consumer Promo географически перемещались на юг, в Крым. В этом же году, крымские бюджеты, скорее всего, будут либо перераспределены, либо сокращены. "Очень важно в 2014 году оставаться реалистами, но мы думаем, что уже в 2015 году начнутся процессы, которые значительно переформатируют рекламный рынок Украины и близлежащих стран" — отметил Роман Швец, генеральный директор A-Group.
В сложившихся условиях есть как минимум два сценария развития рынка маркетинговых сервисов:
Оптимистичный.
При стабилизации текущей ситуации в стране, можем спрогнозировать перераспределение клиентских бюджетов по кварталам, и смягчение падения за счет активизации в осенний период. В таком случае возможно и перераспределение медиа и других бюджетов в пользу маркетинговых сервисов.
Пессимистичный.
Стагнация рынка, сокращение маркетинговых бюджетов и использование их крайне взвешенно, с прогнозируемой эффективностью и максимальным влиянием на продажи. "При данном сценарии незначительный спад возможен в Digital и Trade маркетинге, при этом такие направления, как Consumer Promo, Direct и Event Marketing значительно сократятся в объемах" — Наталия Морозова, директор Havas Engage Ukraine.
Рекламный рынок напрямую зависит от маркетинговых бюджетов клиентов, которые на данный момент продолжают сокращаться ввиду снижения продаж в восточных регионах и Крыму, колебаний курса валют, снижения покупательской способности населения, либо находятся в подвешенном состоянии до стабилизации ситуации и понимания на что стоит тратить. Рынок не сможет прийти в себя, пока не придет в себя страна. Мы все же надеемся на ближайшую стабилизацию не только как рекламисты, а в первую очередь, как украинцы!