Лучший сервис за оптимальные деньги
В середине ноября 2006 года в одной из крупнейших production– студий Украины, специализирующейся на съемках рекламного видео, GulliverFilm произошли структурные и кадровые изменения – Максим Данкевич, основавший компанию, покинул свой пост генерального продюсера. О планах на будущее и видении рынка украинского production с Максимом Данкевичем беседовал журналист MMR.Максим, расскажите, какими вы видите перспективы развития украинских production-студий? Будут качественные изменения. Ведь предыдущие пять лет были очень динамичными – были годы, когда объемы рынка росли 100% в год. Сейчас такого не наблюдается, рынок насытился, появилось много production-студий, обострилась конкурентная борьба между ними. Поэтому будущее за теми компаниями, которые смогут предоставить лучший сервис за оптимальные деньги. Под лучшим сервисом я подразумеваю больший выбор режиссеров, операторов, налаженные контакты с postproduction-студиями, эффективный менеждмент студии. Вы сказали, что выиграют те компании, которые предоставят лучший сервис за оптимальные деньги… Каков минимальный бюджет ролика, с которым вы готовы работать?Если говорить о деньгах, то сейчас в большинстве случаев деньги являются одним из основных критериев выбора подрядчика. Условно говоря, тендер выигрывает тот, у кого меньше смета. Если говорить о какой-то нижней планке бюджета, то если проект нам интересен творчески или технически, мы можем позволить себе не заработать на нем, но в любом случае должна быть оплачена производственная часть проекта: техника, люди, все, что мы берем извне. Честно говоря, я и не припомню такого случая: интересный проект с минимальным бюджетом. Сегодня это скорее теоретическая ситуация, а не практическая, хотя пару лет назад еще можно было снимать ролик с бюджетом в $500. Как вы рассчитываете предельный бюджет? С точки зрения оптимальности. Вопрос в том, какие задачи ставит клиент. За те деньги, которые мы предлагаем, клиент и агентство должны чувствовать себя максимально комфортно и получить правильный результат. Второе – это креативная правильность, как сделать, чтобы идея была правильно донесена и не потерялась по дороге. Исходя из этого мы предлагаем наиболее оптимальный для агентства и клиента бюджет, который определяется несколькими факторами: творческая группа, производственный процесс, postproduction. Вся производственная часть съемок ролика берется извне.Как вы подбираете подрядчиков производственной части? Очень часто клиент или рекламное агентство имеет четкое видение того, что они хотят получить. Поэтому зачастую такие позиции, как студия, осуществляющая postproduction, оператор или режиссер прописываются в брифах. Если это не определено брифом, то уже мы, исходя из технических особенностей съемки, сценария, раскадровки, предлагаем клиенту того или иного подрядчика. При этом всегда предоставляем несколько вариантов – более дорогие иностранные режиссеры, менее дорогие иностранные режиссеры, более дорогие местные и так далее. Выбор остается за клиентом. Скажите, а с кем легче работать? С иностранными подрядчиками или местными?Мне как продюсеру без разницы прописка и гражданство режиссера, актера или оператора. Для меня очень важно адекватное качество предложения поставленной задаче. Поэтому аспект, на который мы обращаем внимание, это профессионализм подрядчика, а также его характер – сложные люди встречаются и по ту, и по эту сторону границы. Пока с поставленными задачами лучше справляются иностранцы. Этому есть ряд объективных причин: традиции рекламы в Украине, к сожалению, еще очень «свежие», в то время как иностранцы снимают рекламу 70-100 лет, поэтому их творческая состоятельность пока все-таки повыше, у них более богатый опыт. Украинский или российский рынок менее профессионален, но это быстро нивелируется, так как рекламный рынок СНГ очень быстро развивается.В прошлом году московские режиссеры и операторы создали коалицию, основные решения которой явно ведут к повышению съемочных бюджетов. Это повлияло на киевские расценки production-студий?Формируя эту коалицию, российские режиссеры и операторы высказали свои претензии, но не предложили путей решения проблемы. На украинский рынок образование этой коалиции не повлияло, так как наш рынок находится на совершенно другом уровне, украинский production понимает, что бюджет ролика не зависит от режиссера. Бюджет рекламного ролика в первую очередь зависит от того, сколько готов или теоретически может потратить клиент. Такая ситуация характерна для развитого рынка – за рубежом ценовая вилка предложений production-студий может составлять порядка 100%. Это не означает, что больший бюджет – это чрезмерные траты или скрытые расходы. Это другой уровень производства: кто-то урезает в качестве картинки, а кто-то делает ролик с размахом. Кого вы можете назвать своими конкурентами?В целом в Киеве от 20 до 30 production-студий. Мы не следим за конкурентами, поэтому не могу назвать поименно. Могу сказать, что есть пятерка production-студий, с которыми мы постоянно встречаемся во время тендеров. В этой пятерке набор услуг, техническая база и предложения по творческим группам примерно на одном уровне. Также есть маленькие production-студии, которые состоят из одного-двух человек, спектр их услуг значительно уже. Зачастую разница между production-студиями заключается только в продюсерах, которые организовывают весь процесс съемки, только от них зависит, будет ли проект удачным или неудачным. Это зависит от ряда причин: техническая подготовленность, насколько творчески продюсер увидит проект. Как вы подбираете сотрудников?Мы не подбираем, а воспитываем. Практически все люди, работающие в Gulliver, были обучены нами в процессе работы. Когда приходит человек, мне не важно, что у него за плечами, меня гораздо больше интересует, что у него в будущем. Что вы видите главной проблемой во взаимоотношениях production и агентства?Мы работаем в коммуникационном бизнесе, и самая большая проблема – это отсутствие коммуникации, обратной связи с клиентом. Зачастую общение с агентством сводится к брифам, посылаемым в одностороннем порядке, production-студия не имеет возможности задать дополнительные вопросы, в результате работа не удовлетворяет заказчика. Мы уже давно поняли, что для успешной работы необходимо увидеть заказчика. Понять, что собственно от нас хотят, но для этого нужен диалог. Еще один неприятный момент – нет взаимного доверия – самые лучшие ролики, которые мы сделали, самые успешные проекты создавались именно тогда, когда между и агентством и production было взаимное доверие, которое тут же проецировалось на клиента, и ролик производился в теплой дружеской атмосфере. Мы знаем, что делаем, знаем, как это делать, но если клиент или агентство нам не доверяют, возникают проблемы. Вы уходите в GulliverCinema. Чем будете заниматься, и что будет с GulliverFilm?Формально в GulliverCinema я буду партнером, но оперативным менеджментом заниматься не планирую. GulliverCinema будет специализироваться на производстве художественных фильмов и коротких сериалов. GulliverFilm останется production-студией рекламных роликов. Мы развели эти два проекта, так как производство художественного фильма существенно отличается от съемок рекламного ролика: разный тайминг, разные технические приемы, не каждый режиссер художественных фильмов может снимать качественную рекламу и наоборот. Одновременно с GulliverCinema открывается украинский филиал французской компании Def2Shoot с головным офисом в Париже и филиалом в Лос-Анджелесе. Def2ShootKiev будет заниматься производством полнометражных анимационных фильмов, а также обслуживать растущий спрос в качественном post-production для художественного кино. Def2ShootKiev строится по западной матрице – ориентируется на высочайшее качество продукта, полностью перенимает всю технологическую линейку. На GulliverCinema сейчас на этапе pre-production находятся два сериала по заказу Первого национального канала (Москва): один проект современный, второй – исторический, захватывает период с 1940 по 1955 год. Что касается Def2ShootKiev, мы сейчас на этапе закупки оборудования, обучения персонала, но уже есть проект, который буквально ждет, когда мы «откроем двери»: режиссер Седрик Бабуш, молодой, но уже именитый французский режиссер (в 2005 году он получил номинацию на кинофестивале в Каннах).