О том, как размораживается после карантина event-индустрия, рассказывает Алексей Акимов, CEO ивент агентства Idealsecrets, Partner&ССO маркетинговой компании Superheroes.ua, который за более чем 20 лет организовал со своей командой свыше 500 разноформатных мероприятий: от первого сольного концерта Светланы Лободы до Mercedes-Benz Star Experience.
Карантинные ограничения 2020-го с размаху ударили по всей индустрии массовых мероприятий. По самым скудным подсчетам украинский сегмент развлечений потерял около 1 млрд гривен, а 250 тыс. специалистов отрасли минимум на 8 месяцев были лишены основного источника дохода. Сказать, что такая ситуация трансформировала рынок — это просто ничего не сказать. Но что есть сейчас и чего ждать уже в ближайшие месяцы? Я собрал комментарии, мнения и прогнозы моих коллег — ведущих представителей Event и Entertainment Украины, чтобы создать объективную картину.
Можно ли что-то организовать без денег?
Вряд ли можно кого-то удивить фактом, что преимущественное число массовых событий проходит при поддержке спонсоров и партнеров. Так, 7 из 10 фестивалей проходят с помощью стороннего финансирования в размере от 30% до 95%. Для компаний — это крутой брендинг, для фестивалей — фундамент для запуска. Но вот незадача, пандемия урезала в среднем на 8-19% доходы лидирующих на рынке компаний. Инвестировать или выкручиваться самим?
«Мы достаточно давно не рассчитываем в организации мероприятий на спонсорские бюджеты. Исключительно на самоокупаемость мероприятия».
«Ни для кого не секрет, что глобально бизнес понес убытки. Поэтому, конечно, спонсоров на фестивале будет немного. Но мы безмерно благодарны тем, кто с нами в этом году. Это Pernod Ricard, Mastercard и Приватбанк».
Самая грубая аналитика рынка показывает, что 65% спонсоров сегодня потеряли активы в связи с отменой перенесенных мероприятий за 2020-й. И это явно не позитивная картина для рынка. С другой стороны, сейчас рынок станет сродни лакмусовой бумажки — действительно ценные и интересные события будут продвигаться сугубо за счет идеи и спроса, лишь на своих копеечных вложениях.
Запланированным и новым развлекательным событиям — быть!
Несмотря на смутную ситуацию с партнерством, ведущие организаторы и концертные площадки в один голос утверждают, что этим летом будут переворачивать атмосферу затишья и запускать давно известные или новые мероприятия. Так, уже анонсированы:
- Made With Love and Rhythm от MONATIK с 3 по 31 июля;
- Ukraine Gastro Show 17 июня;
- International Hospitality Conference 18 июня;
- International Hospitality Awards 19 июня;
- Leopolis Jazz Fest с 24 по 28 июня;
- TULUM фестиваль арта, музыки и гастрономии White Nights в июне и августе;
- фестиваль Be Wine NEW 4-5 сентября;
- Barometer International Bar Show 24-26 сентября;
- Don’t Take Fake Festival в сентябре.
И это только те, которые на слуху и активно продвигаются в сообществах ценителей. Других же более узких или менее масштабных уже сотни.
Хотя ряд проектов переносились в связи с карантинными ограничениями с весны на лето, накал страстей в индустрии только повышается — многие уже не готовы сдавать позиции, и так потерянные за прошлый год. И именно эти смельчаки будут первыми испытывать на своей шкуре, насколько рынок еще жаждет офлайн событий и как это будет работать в условиях карантинных ограничений.
Переориентация на украинских экспертов и артистов — главный тренд 2021-го
Кстати, о карантине как таковом. По данным Worldometers, Украина все еще в ТОП-20 по сложности ситуации с Covid-19. И это, разумеется, влияет на список звезд мероприятий. Event-индустрия разделилась на два значительных лагеря — привезти эксперта любыми путями или найти нового «made in Ukraine». И вот несколько показательных примеров моих коллег по цеху:
«Как и во все годы, больше половины участников фестиваля — зарубежные артисты. Из-за попадания Украины в »черный список», артисты после посещения нашей страны по нормативам должны садиться на 14-дневный карантин: независимо от вакцинации и тестирования. Представьте себе их плотные графики после пандемии и желание выйти на прежний уровень по числу проведенных событий. Понятно, не все согласятся. Дополнительные вопросы вызывают превентивные меры. Да, много усилий уходит на переговоры с менеджерами. Несмотря на это, сейчас Line Up утвержден, и подготовка идет по плану».
«На сегодняшний день плечо принятия решений у спикеров из других стран существенно сократилось, это особенно касается гостей из Великобритании и Италии. Многие отказываются, по крайней мере на уже запланированные проекты. В июне ситуация должна измениться в лучшую сторону из-за повышения числа вакцинированных и изменения требований к поездкам граждан из других стран. Поэтому для минимизации рисков мы пока сделали акцент на экспертов и спикеров из Украины. Благодаря такой ситуации, кстати, мы увидели новые таланты в нашей стране, и в дальнейшем будем развивать экспертов (спикеров) из Украины».
Роман Тугашев, организатор фестивалей Ulichnaya eda и White Nights
«Хедлайнеры июньского TULUM феста White Nights — WhoMadeWho, dOP и Kerala Dust. В этом году в разы сложней организовать подписание контрактов и трансфер гостей. Но наши промоутеры уже так давно заточены на построение логистики, поэтому сомнений нет — все долетят».
Организаторы уверены в успехе, хотя, понятно, текущая ситуация немного угнетает. Но организовать спикеров — это только одна сторона медали.
Масштабность VC карантинные нормы: как выкручиваются организаторы?
Ключевой вопрос — для кого организовывать события. Обстановка с заболеваемостью коронавирусом нестабильная. Часть публики активно рвется выбраться в крутые локации и интересные мероприятия, другая — опасается публичных «стычек«. Отдельным горьким соусом к этому выступает спорная информация в отношении требований наличия тестов на вирус Covid-19.
Стоит ли говорить, что более 30% нерегулярных событий на ходу перенесли в онлайн, и аудитория уже не всегда готова выбраться из уютного домашнего кресла для получения новых эмоций. Хотя футбольные события уже показали рекорд посещаемости в Украине в сравнении 21-го с 20-м, стоит ли радоваться? Сейчас статистика продажи билетов весьма положительная, что утешает:
Евгений Лысенко (Chief MC) Co-founder & CTO Concert.ua
«На наши события мы ожидаем от 15 тыс. человек, но рассчитываем и на большее. Порядка 15 лет назад мы стали первой ивент-компанией в Украине, которая начала использовать на концертах и фестивалях стюардов. Именно стюарды следят за комфортом и безопасностью посетителей. Соблюдение карантинных норм и ограничений также станет их (и не только их) обязанностью. Учитываем требования и при застройке площадки. Но вот наличие теста не является обязательным с точки зрения карантинных норм, по крайней мере, пока идет дискуссия с Главным Государственным Санитарным Врачом о возможности введения обязательного тестирования посетителей для снятия карантинных ограничений по посещению мероприятий».
Роман Тугашев, организатор фестивалей Ulichnaya eda и White Nights
«На территории в 15 тысяч квадратных метров под открытым небом будет только 4 тысячи посетителей. Дистанция — это и расстояние между шезлонгами, и достаточный по площади танцпол. На входе обязательно будет проверяться температура. По всей территории обустроят пункты с санитайзерами и масками. Перед событием локацию дезинфицируют. Кроме того, в этом году мы перешли на систему cashless. Оплата картами — давно удобная схема, что сейчас актуально — бесконтактная. Что касается теста: перед событием его сделают все команды и участники фестиваля. Заставить посетителей насильно мы не имеем права, но скажу по секрету, что сейчас ведем переговоры с партнерами и вскоре сделаем предложение для гостей фестиваля».
Андрей Скипьян, Президент Клуба отельеров и рестораторов Hoteliero и основатель Национальной Ресторанной премии СОЛЬ®
«В бюджетах проектов предусмотрены статьи затрат на антисептические средства на каждом шагу, маски, контроль температурного режима при входе, разметки для социальной дистанции, печать правил пребывания на мероприятии для гостей. Безусловно, очень важно заблаговременно информировать посетителей о правилах и нормах соблюдения безопасности. Но для мероприятий свыше 700 человек мы рассматриваем возможность организации «быстрых тестов» для гостей и участников».
Если футбольных фанатов такие рамки не остановили (посмотрите на рекорды посещаемости стадионов), остановят ли любителей, например, уличной культуры, как на фестивале DON’T TAKE FAKE.
«На BTL рынке более удобно работать: тут намного легче подстроиться под ограничения, сегментировать аудиторию, направить фокус на нужных людей и работать с ними на относительно закрытых и контролируемых площадках».
Надеемся на лучшее, но готовимся к худшему
В окружении Event и Entertainment Украины тихо шушукаются: что же будет, если очередное лето пройдет со скрипом посещаемости или уже третья волна вируса со всеми вытекающими? Самые сильные и стойкие готовят «план Б», другие же формулируют идеи, как сразу решить 2 проблемы — и с распространением Covid-19, и с разрешением на проведение массовых мероприятий.
Андрей Скипьян, Президент Клуба отельеров и рестораторов Hoteliero и основатель Национальной Ресторанной премии СОЛЬ®
«План Б» — это всегда хуже плана А. Подготовка к нашим событиям длится от 6 месяцев, а крупных мероприятий — целый год. Мы не можем перенести большие события на короткий срок, а вынуждены будем смещать на целый год».
Александр Саттаров, Owner Dont Take Fake Festival
«По-моему, властям было бы хорошо использовать ивенты как площадку коммуникации по поводу вакцинации. Все сильно устали от ограничений, и при снятии локдауна ведут себя, будто бы пандемию уже победили. А мы прекрасно представляем, к чему это может привести».
Разумеется, организаторы мероприятий будут готовы и вернуть средства, и перенести билеты на следующий год даже с повышением их ранга. Но у многих микроивентов не будет второго шанса, если сейчас они потеряют все. Поэтому открыть это жаркое лето — лучшее решение, ведь все силы и идеи уже реализованы.
Кавер: Unsplash