Контент или смысл? Креативная индустрия после пандемии
21 Апр 2020, 17:26

Контент или смысл? Креативная индустрия после пандемии

Медиаменеджер и экс-креативный директор Masterskaya Дмитрий Терешков о том, почему «придумывание» больше не прокатит

Медиаменеджер, экс-креативный директор Masterskaya, публицист и автор Telegram-канала «лжедмитрий» Дмитрий Терешков — о феномене креативности и о том, как изменится креативная индустрия после пандемии.

В ХХI веке креативность стала маркером современного человека и обязательным условием его интеграции в любые сферы жизнедеятельности. Словосочетания «креативный класс», «креативная индустрия» и «креативная экономика» стали неотъемлемыми элементами описания постиндустриального общества. Хоть всерьез использоваться они начали лишь двадцать лет назад, сегодня нарратив о ценности креативности является ключевым в области описания современного мира.

В конце девяностых последнему поколению детей доинформационной эпохи о надвигающемся тренде сообщил Виктор Пелевин в «Generation „П“». Так и сказал: «Нам тут нужны не творцы, а криэйторы». Его образы соответствовали реальным переменам —тогда же, в 90-х, повсеместно начали появляться первые компьютеры, мобильные телефоны, приставки, а вместе с тем и ощущение надвигающегося вызова информационной эпохи. В нулевых «развитие творческого мышления» стало основной миссией стремительно набирающих популярность частных дошкольных учреждений. Школы раннего развития, которые сегодня уже не вызывают былого ажиотажа, тоже стали своеобразным предвестником моды на креативность.

X-RAY: конкурс маркетингових проєктів, що залишають слід

Ми шукаємо не гучні обіцянки, а кампанії, після яких залишилося відлуння. Подай заявку на X-RAY і доведи, що твій проєкт — серед найкращих.

Подати заявку на конкурс

Со временем быть творческой личностью стало не просто модно, но и необходимо — мировая экономика с размахом перестраивалась на рельсы креативности и буквально вынуждала человека занять свое место в вагоне набирающего скорость поезда. Ажиотаж вокруг креативности поддерживался прогнозом о неизбежной автоматизации основных производств — транспорта, сельского хозяйства, сферы услуг. «Выбирая образования для своих детей, думайте, сможет ли в будущем робот делать работу, которой они учатся. Если сможет — это плохие образование и работа», — писали футурологи.

Сегодня трудно представить разговор о рынке труда вне символических рамок креативной индустрии с ее новыми профессиями, стартапами, «проектным мышлением» и «творческим воображением». Статьи модных изданий пестрят откровениями успешных креаторов, прогнозами относительно будущего креативной экономики и лайфхаками для тех, кто считает себя творческой личностью. Ставка на привычную и нетворческую деятельность в эпоху цифровых технологий для молодых людей выглядела проигрышной, а оставаться на задворках истории им совсем не хотелось.

Но одно дело чаяния, а другое — реальность. Заставшая врасплох пандемия коронавируса, а также последовавший за ней тотальный карантин, встряхнули индустрию и заставили ее участников усомниться в однозначности картины предстоящего будущего. Сегодня каждому, кто оказался в воронке тренда, придется оглянуться, чтобы разобраться в том, что он на самом деле значит, и как креативная индустрия изменится после пандемии.

Если говорить об основах возникновения тренда, очевидно, ничего не было бы без цифровой революции и соответствующей инфраструктуры, а также без стереотипного представления человека о творчестве как таковом. И если первая основа не требует пояснения — всем понятно, какие возможности миру открыли  информационные технологии, то вторая, напротив, требует пристального внимания.

Сегодня каждому, кто оказался в воронке тренда, придется оглянуться, чтобы разобраться в том, что он на самом деле значит, и как креативная индустрия изменится после пандемии.
Дмитрий Терешков
медиаменеджер, экс-креативный директор Masterskaya, публицист

Индустриальная эпоха дала нам не только инструментарий, но и сформировала определенную среду, в которой человек оказался вынужденным переоткрывать себя заново — как в публичной, так и в личной плоскости. С тех пор как в нашу жизнь вошли цифровые гаджеты, появилось много новых профессий, не связанных с привычным физическим трудом. Это придало веса стереотипу о человеке как творческой или нетворческой натуре. Всегда было принято считать, что плавление стали, уборка улицы или вождение автомобиля — нетворческое занятие, а рисование, стихосложение и фотографирование — творческое. Теперь же условное разграничение стало еще более явным.

Это заблуждение основывается на видении творческого начала как суперспособности, данной не каждому человеку, а избранным. При этом, творческие задатки, как, например, сексуальность, есть у всех. Ведь когда мы делаем какую угодно субъективную оценку человеку через призму его сексуальности, мы при этом понимаем, что абсолютно несексуального человека в объективной реальности не существует. Так и с творчеством, которое в широком понимании — акт создания. Стоит ли говорить о том, что все и всегда в мире творится подобно клеткам в нашем теле? И хоть раскрытие творческого потенциала зависит от множества факторов, на сугубо биологическом и психофизиологическом уровнях каждый из нас и сексуален, и «творческая натура».

Другое дело, ценность творческой деятельности. Будь она рыночная или общекультурная — именно этот вопрос, раскрывающий пользу творения, и был снят с повседневной повестки пресловутым трендом креативности.

Если раньше между творениями Казимира Малевича, Стива Джобса, и ребенка, делающего замок из песка на детской площадке, можно было провести четкую разграничительную линию, то с развитием тренда это стало почти невозможным. Детский замок, которому еще недавно аплодировала бы лишь мама ребенка, стал не менее значимым, чем продукты творчества, умозрительно меняющие мир. Если раньше Малевич, Джобс и ребенок были, условно говоря, каждый на своем месте, то в ХХI веке любой «творец» оказался в «нужном» месте, и в «правильном» направлении.

Рынок переместил акцент с продукта творческой деятельности на сам факт деятельности. Процесс стал важнее творческого результата.

Тренд легитимировал и придал вес любой деятельность, считающейся теперь творческой, вне зависимости от того, приносит ли она хоть какую-нибудь пользу в широком, общекультурном понимании. Как если бы мастер вышивки крестиком и плетения корзины из соломы явились миру в одном ряду с Эдвардом Мунком и Дэвидом Боуи, так в ХХI веке представители творческих профессий выступили с претензией на ведущую роль в организации нового общественного порядка. Но чтобы организовывать, одной претензии мало.

На сугубо биологическом и психофизиологическом уровнях каждый из нас и сексуален, и «творческая натура».
Дмитрий Терешков
медиаменеджер, экс-креативный директор Masterskaya, публицист

Создание нового предполагает альтернативный взгляд, альтернативные решения и стратегии. Новаторство, инновация — понятия, неразрывно связанные с творчеством, если оно подразумевает нечто большее, чем демонстрацию мастерства в ремесленническом акте. Какой бы сладкой не была иллюзия, историю, как мы знаем, творят единицы. Новаторами, устанавливающими новую эстетическую парадигму, суждено быть не многим. Творчество, о котором мы забыли в эпоху тренда креативности, предполагает талант и/или способность к анализу.

Ни новых смыслов, ни новых концепций, предполагающих альтернативу, поколение творцов начала ХХІ века миру не предъявило.

Будучи задействованным в креативной сфере в последние годы, я не понаслышке знаю об укоризненном отношении ее участников к такому понятию как «смысл». Смысл — не то, чем озабочена творческая натура. Для начала работы над проектом ей достаточно, чтобы идея проекта была «прикольной».

За неимением таланта и интеллектуальных ресурсов для собственного выражения, криэйторам не оставалось ничего, кроме как на ходу придумывать прикольную реальность.

Творчество, о котором мы забыли в эпоху тренда креативности, предполагает талант и/или способность к анализу.
Дмитрий Терешков
медиаменеджер, экс-креативный директор Masterskaya, публицист

Придумывание, вообще, ключевой глагол для понимания современности. Он может быть употреблен как синоним слова «изобретение». Только изобретатель, в привычном понимании этого слова, проводит некую умственную работу, приобретает знания и опыт, и впоследствии делает открытие. Придумыватель же не имеет пространства для прохождения такого пути, но оказывается в ситуации необходимости явить миру продукт своей деятельности, и поэтому все, что ему остается, — это быстро придумать его. Так в мире появляется чебурек с рукколой, кофе-раф на соевом молоке, клубы настольных игр, электронная игрушка, которая развлекает домашнего питомца, пока вас нет дома, а также книга о том, как написать книгу, мастер-классы по созданию бренда, квартирники, капли, придающие приемлемый вкус плохому вину, фестивали еды, и носки с замысловатыми принтами.

Суть феномена придумывания прекрасно раскрывает популярный в сфере новых медиа термин — «контент».

Контент означает совершенно любое содержание, какую угодно информацию, которой можно заполнить пустующее пространство цифровой площадки. СМИ решает, что хочет обозревать, например, такие темы, как Бизнес или IT, и прямо заявляет о своем желании на рынке — ищем авторов, способных создавать контент на указанные темы. То есть, издание не имеет реального сообщения для аудитории, ему элементарно нечего сказать о бизнесе и высоких технологиях, но есть желание, а, значит, и необходимость придумать контент. В ситуации, когда публичное высказывание происходит не тогда, когда оно назрело, а когда на него возникает запрос, не остается ничего, кроме как придумать его.

Так цифровая прозрачность и тренд креативности сделали видимыми, а порой и вовсе кричащими о своем присутствии, огромное количество бесполезных людей. А пандемия столкнула их с реальностью, в которой налицо острая нехваткой смыслов и решений, соответствующих вызовам современного мира. Оказалось, эти вызовы сильно контрастируют с повесткой дня креативной индустрии. Поэтому карантин, заморозивший экономики стран по всему миру, будто обнулил ее достижения и дал ей четкий сигнал о том, что придумывание больше не прокатит.

Несовершенство глобальной и локальных систем здравоохранения, угроза ограничения свобод и ужесточения контроля над человеком, экономический кризис, и другие вскрывшиеся проблемы, очевидно, не удастся решить крафтовой поделкой в лофтовом хабе и квартирником для друзей-предпринимателей. Не помогут здесь и коучи, продающие лайфхаки о строительстве бренда — фундамент для такого строительства остался в мире до пандемии.

В ситуации, когда публичное высказывание происходит не тогда, когда оно назрело, а когда на него возникает запрос, не остается ничего, кроме как придумать его.
Дмитрий Терешков
медиаменеджер, экс-креативный директор Masterskaya, публицист

Расхожая шутка о том, что в связи с карантином и очищением природы, в села возвращаются бариста, маркетологи и тренеры личностного роста, на самом деле, лишь намекает на большую перемену в общественном устройстве. В действительности процесс этот будет отнюдь не простым, и мы еще станем свидетелями демонстративных потуг креативного класса к выживанию. Бессодержательные прямые трансляции артистов, активизировавшихся в инстаграм в первые недели карантина, лишь приоткрывают завесу грядущей перемены.

Хорошая новость в том, что кризис задает новые рамки для творческой деятельности.

Вытряхнув из себя балласт из бесполезных участников, креативной индустрии предстоит глубинная пересборка в соответствии с незыблемыми законами культурного процесса. Сегодня можно заключить, что креативная индустрия только зарождается, а имеющаяся в ее распоряжении цифровая инфраструктура, наконец, начнет наполняться смыслами, а не контентом.

Расскажите друзьям про новость