Unreal estate, дискомфорт, детективный майндсет, аналитика: конспект Product Camp Ukraine
23 Дек 2021, 16:54

Unreal estate, дискомфорт, детективный майндсет, аналитика: конспект Product Camp Ukraine

7 декабря прошла продуктовая конференция Product Camp Ukraine #GivingTuesday Edition. Эксперты из ведущих украинских и международных компаний говорили о развитии продуктов, разработке стратегии, аналитике, особенностях управления командами и многом другом. Редакция MMR публикует конспект выступлений.

Василий Гроголь, Bursa Hotel Kyiv: «Роль продакт-менеджера в отельном бизнесе»

В отельном бизнесе есть два главных вызова. Первый — это статус-кво в сфере недвижимости: старые деньги, правила, элиты. Большие дядьки работают в этой индустрии дольше, чем я живу. Второе — работа по старым лекалам: отели не сильно изменились со времен XIX века.

Каждый день я просыпаюсь с мыслью о том, как мне, владельцу одного бутикового отеля в Киеве, открыть еще 1000 точек по всему миру. Ответ — можно мыслить как андердог. Никто тебя не знает, доступ к капиталу ограничен, а среди конкурентов — гиганты вроде Marriott, у которых денег больше, чем ВВП многих стран.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Но можно разобрать эти вызовы и увидеть интересные вещи. Статус-кво в сфере недвижимости — это когда владельцы кирпичей и штукатурки считают их своим главным богатством. Но при этом здание — очень ограничивающая штука. Его нельзя масштабировать, в то же время бизнес может разрушиться в любой момент — из-за урагана, пожара, полиции, ковида и так далее.  

Хотелось бы строить не real estate, а unreal.

Хотелось бы строить не real estate, а unreal. Как делать такую недвижимость, которая может победить старые правила? 

Здесь мы обращаем внимание на второй вызов — устаревшие механики. Это очень консервативная индустрия в своей сердцевине. Диджитализация здесь происходит, но она далека от решения реальных проблем. «Давайте запустим робота, который доставляет сэндвичи в комнату», — примерно на таких идеях вся цифровая трансформация отелей заканчивается. 

Сейчас мы в BURSA создаем метод, который поможет нам быстро и качественно мультиплицировать продукты по всему миру. Это — Asset Light AI Driven Hotels for Digital Nomads. 

Asset Light — это ответ тому самому статус-кво. Для нас как бренда владение штукатуркой и кирпичами не представляет никакой ценности. Мы делаем ремонт в отеле на 150 комнат за 3,5 месяца — и тем самым дистанцируемся от привязки к недвижимости. А основа всего — AI Driven подход. Мы называем это BURSA Universe — экосистема, которая состоит из физического мира, цифрового и нашей команды. 

Наш метод берет старт с The Lab — лаборатории, отвечающей за цифровую трансформацию. Здесь мы занимаемся исследованиями и созданием инфраструктуры, которая поможет нам осуществлять все планы. Она состоит из данных, а также сервисов для, с одной стороны, гостей, а с другой — команды. 

Многие вещи в отеле будут выполняться с помощью приложения и смартфона. Хозяюшка будет видеть список задач по уборке комнат, сообщать о проделанной работе; инженер — получать задачи и отмечать их выполнение; супервайзер — контролировать весь процесс. 

А гость прямо в смартфоне сможет зачекиниться — приложить документы, привязать кредитную карту, получить цифровой ключ — и здесь же кастомизировать комнату: настроить температуру, освещение, видео, музыку. И при заезде ему уже не надо идти на ресепшен.

Таким образом мы убираем все ненужное в отелях — лишнюю коммуникацию, человеческий фактор в целом. Диджитализация позволит нам собирать данные и прокачивать ИИ, который впоследствии усилит наши решения: какую цену поставить, как оценить сезонность — вплоть до того, сколько нужно оставлять времени для уборки. 

Сергей Бережной, ComeBack Mobility: «Путь развития себя, или 5 открытий в стартапе»

Зачем уходить с больших ролей в компании в стартап? Люди лучше всего учатся, когда платят за это. И для меня лично стартап — это MBA. За сумму моей инвестиции я бы мог поехать в США и пройти обучение — но, уверен, узнал бы намного меньше всего. За один «семестр» в стартапе у меня было огромное количество открытий. Вот пять основных.  

  • Боязнь ошибки.

В компании, как правило, ты больше боишься ошибок. У тебя всегда есть банда «доброжелателей», которые твоей ошибкой воспользуются. И поэтому ты подспудно ищешь самые безопасные решения. 

Я регулярно задаю себе вопрос, чего боюсь больше всего в конкретный момент. Это — отличный план для следующего шага. 

Что происходит в стартапе? Ты каждый раз выбираешь самую страшную гипотезу — и идешь ее тестировать. И только в этом случае процесс развития движется максимально быстро. Мы, например, так определялись с монетизацией — шли и проверяли самые страшные наши гипотезы, и только на четвертый раз пришли к работающему варианту. Но пришли. Теперь я регулярно задаю себе вопрос, чего боюсь больше всего в конкретный момент. Это — отличный план для следующего шага. 

  • Теплая ванна, или зона комфорта.

Однажды ко мне пришел специалист на собеседование, и одним из его вопросов был: «А у вас разве не 100% арабика в кофе?» Я был в шоке. Топ-менеджеры, эйчары создают условия с надеждой, что люди будут концентрироваться на том, чтобы отдавать. 

Но, мне кажется, корреляция здесь другая — дискомфорт заставляет желать. Майк Тайсон не советовал своему сыну становиться боксером, потому что тот никогда не был голодным. Как говорится, на комфортных дорогах уже все съели. Поэтому дискомфорт — путь к развитию. 

  • Скорость принятия решений.

В корпоративном мире работа выглядит так: давай поставим на следующей неделе митинг, чтобы определить наши следующие шаги. И всем нормально, потому что у всех есть свои задачи. 

В стартапе скорость — вопрос выживания. Здесь быстрый, но не самый точный ответ сейчас важнее, чем идеальный, но через три недели. Просто потому, что может не хватить денег.  

  • Внутренний фокус.

В компаниях мы ищем ответы на самые разные вопросы внутри — среди коллег, других отделов. А в стартапе ты приходишь, и все для тебя новое. Хочешь больше данных, метрик. Но в итоге нужно идти и узнавать ответ во внешнем мире. Сейчас при выполнении задачи мой главный вопрос — а кому можно позвонить? 

  • Ловушка позиции.

Но в компании эти шаги мы делаем редко, потому что попадаем в ловушку позиции. Я же эксперт, у меня 10 лет опыта. И в итоге сваливаем ответственность на других — специалистов, отделы. В стартапе у тебя нет позиции — вы сами придумываете, что делаете, сами решаете, как это будет работать, и сами несете ответственность.

Богдан Кит, Head of Product, Tumblr: «Как управлять распределенными командами»

По данным Union Square Ventures, средняя IT-компания сейчас утилизирует 20–30% офисных помещений. Я уверен, что рано или поздно эта трансформация захватит всех. Если вы растете, возникает потребность в новых талантах, а для этого нужно расширять географию хайринга. У вас появляются офисы на новых рынках, которые могут и не пересекаться физически с главным. 

Для продуктивной работы в дистанционном формате главное — это правильные люди.

Для продуктивной работы в дистанционном формате главное — это правильные люди. Специалисты должны уметь решать проблемы в автономном режиме без необходимости в контроле и микроменеджменте. Я называю это, скажем, детективный майндсет: когда ты можешь найти ресурсы, чтобы решить проблемы, даже если они явно не представлены. 

Кроме того, важны правильные инструменты. Мы используем Slack для синхронного выяснения вопросов, быстрых решений. Но в то же время приветствуем и рассинхронные коллаборации. Для этого у нас есть свой внутренний Notion — сервис P2. Здесь мы создаем письменный, evergreen-контент, чтобы обсуждать задачи и проблемы, и каждый сотрудник может прочитать его и прокомментировать. Важно: мы не используем электронную почту, так как считаем, что этот инструмент не способствует свободному распространению информации. 

Мы проводим митинги редко и всегда с четкой аджендой — чтобы не пренебрегать этим форматом. А в офлайне видимся несколько раз в год — на гранд-митапе всего коллектива, а также встречах на уровне команд. 

При управлении распределенной командой важно инвестировать в построение, скажем так, товарищества. Дистанционная работа воспринимается именно как работа, а не жизнь — у работников нет встреч на кухне, неформального общения. Поэтому мы стараемся привносить это в нашу виртуальную среду: пишем апдейты про жизнь, увлечения, новости, а также особенности своих стран —  всегда интересно узнавать что-то новое. 

У нас также есть казуальные встречи один на один. Бот назначает встречу со случайным сотрудником в определенное время — причем это может быть совершенно незнакомый человек. Такой подход помогает создать непринужденную атмосферу, а подобные встречи — лучше понять своих коллег. 

Менеджер удаленной команды — это прежде всего аттрактор информации, который умеет ее притягивать и аккумулировать.

Менеджер удаленной команды — это прежде всего аттрактор информации, который умеет ее притягивать и аккумулировать. Он структурирует ее и грамотно хранит, чтобы в любой момент использовать — например, для полезного фидбека. И главное — лидер распределенного коллектива всегда должен быть проактивным: если вы спустите все на самотек, получите непрогнозируемые последствия.  

Амир Омаров, Head Of Analytics в Parimatch Ukraine: «Разница в подходах к построению аналитики»

К аналитике можно подходить двумя способами — как к ресурсу и как к функции. В первом случае аналитик считает метрики, совершает ad-hoc-запросы — в общем, выполняет функцию интерфейса для данных. Во втором случае аналитик ищет точки роста, проявляет инициативу в исследованиях, включается на этапах разработки, принимает участие в принятии решений. Оба подхода имеют право на жизнь, но их соотношение меняется в зависимости от этапа развитии компании. 

Глобально аналитики бывают трех типов: 

  • Бизнес-аналитики — работают с процессами, требованиями, написанием ТЗ; 
  • Продуктовые аналитики — работают с действиями пользователя после того, как он начал пользоваться продуктом;
  • Маркетинг-аналитики — работают с действиями пользователя до того, как тот воспользовался продуктом. 

Маркетинговая аналитика едина, не зависит от ниши, но может отличаться в зависимости от этапов развития компании. Среди них: 

  • Начинающий онлайн-проект — функции аналитика выполняет маркетолог, агентство, продакт; 
  • «Интернет-магазин средней руки» — в компании есть отдельный специалист, но он делает все, что связано с аналитикой; 
  • «Мультиканальный ритейл» — есть несколько отдельно выделенных аналитиков; 
  • «Маркетплейс» — компания с уже высокой внутренней экспертизой в аналитике; 
  • Лидогенерирующий бизнес — маркетинговая аналитика замещает продуктовую. 

Продуктовая аналитика сильно зависит от сферы деятельности: 

  • Банковская — это веб-аналитика, аналитика данных; 
  • Агентство — знание рекламных кабинетов, работы с API, в другом случае — знание A/B-тестов; 
  • Ecommerce — знание и веб-части, и SQL, а A/B тесты выходят на поток
  • Entertainment — аналитику нужно знать все. Здесь раскрывается необходимость в продуктовом аналитике. 

Аналитик в entertainment — это разносторонний опытный специалист, который может работать во всех сферах. Но обратно это не работает: аналитику в банковской сфере или в ecommerce может не хватить знаний в сфере развлечений. 

Аналитик — это больше, чем еще один интерфейс к данным. По умолчанию это человек, который лучше может лучше раскрыть и интерпретировать данные. Если его использовать не только как ресурс, то он может даже взять на себя функции продакт-менеджера. 

Расскажите друзьям про новость