Старые модели медиа потеряли монополию на доступ к умам людей. Теперь почти все рекламные деньги сосредоточились в руках платформ — Google, Facebook, YouTube, Instagram, — а любой человек на планете Земля может высказаться на близкую ему тему и быть услышанным миллионами. Информация перестала быть дефицитом. Ее стало столько, что за нее редко готовы платить. Пропали очереди в газетные киоски (да, они были). Медиа лишились одного из традиционных способов заработка — подписки. И вынуждены жить только на рекламные доходы (про тех, кто специализируется на джинсе, в приличном обществе принято не вспоминать). Оказалось, что этих денег не всегда и не на все хватает.
В общем, мир медиа переизобретается прямо сейчас на наших с вами глазах. И по количеству стартапов, которые то открываются, то хвастаются миллионными выручками, то закрываются, понятно, что процесс в самом разгаре. Мы в Tribuna.com тоже перепридумываем медиа — как в постсоветских странах, так и в других гео: Германия, Италия, Испания, Франция, Великобритания, США и далее весь мир. Кажется, кое-что у нас получается — и хочется об этом поговорить.
Мы зашли на решение проблемы через стирание границы между редакцией и пользователями. Наблюдать, как люди становятся медиа, было скучно — и мы обозначили для себя цель стать крупнейшим в Украине комьюнити спортивных болельщиков.
Что такое комьюнити-медиа?
Комьюнити-медиа — это значит, что мы не только вещаем, но и являемся площадкой, на которой может высказаться любой. Это значит, что разделение на редакцию и читателей стирается. Одностороннее вещание по принципу «мы говорим — вы слушаете» больше не работает. Тем, кого раньше называли «читателями», есть что сказать, и в этом может быть много ценности.
Типы высказывания могут быть разные:
- рейтингование контента (так называемое ленивое авторство: таким образом пользователи влияют на то, какой контент будет заметнее и получит больше аудитории);
- комментарий или статус (количество комментариев в месяц перевалило 40 тысяч; кейс, когда люди заходят в новость для того, чтобы почитать комментарии, широко распространен. Это главное место для юмора на сайте — некоторые комментарии собирают по 200+ реакций);
- пост в блоге (лучшие выносятся на главную страницу наравне с редакционными материалами). Совсем недавно блогер расписал крутой гайд как дешево добраться на матчи Евро. Кажется, получилось круче, чем у редакции;
- чаты (обсуждение событий матча в режиме live).
Современное медиа не может содержать большой ньюс-рум. И даже если вдруг может — то все равно за пределами даже самой лучшей редакции будет еще больше интереса к теме, энергии, наблюдений и знаний, чем внутри нее. Мы в Tribuna.com считаем, что глупо этим пренебрегать, и опираемся на перечисленное во все большей степени. В итоге, все наши пользователи — члены редакции. Они являются корректорами и сообщают об ошибках — профессиональных корректоров у нас в штате не было никогда. Они предлагают редакторам темы в комментариях. Они сами, в конце концов, являются авторами. Сегодня Tribuna.com — крупнейшее спортивное комьюнити Украины с более чем 150 тысячами зарегистрированных пользователей.
Крутой пример на Tribuna.com — это сразу несколько блогов про американский футбол. Пожалуй, в укрнете нет места, где про этот вид спорта писали бы лучше и полнее.
В целом, надо сказать, что UGC-посты значительно расширяют тематику медиа и привлекают дополнительную аудиторию — в среднем в месяц пользователи дают 20-25% просмотров страниц. Чрезвычайно гордимся этим показателем и хотим, чтобы он стал еще больше.
Комьюнити для клубов и федераций
Нам часто все еще присылают пресс-релизы: зовут на пресс-конференции, рассказывают, чем они закончились, сообщают результаты турниров. Скажем честно: 90% этого спама улетают в корзину.
Уже тысячу раз говорили и еще раз повторим: в абсолютном большинстве мы готовы быть абсолютно бесплатной площадкой для клубов и федераций. У нас точно есть аудитория, которой может быть интересно то, чем вы занимаетесь. Просто нужно найти интересный способ рассказать об этом. Но кто, как не вы, способны знать любопытные истории про игроков вашего клуба, про то, что у вас случился красивый гол/сэйв/бросок/удар. Если про это не расскажете вы, то, скорее всего, про это не расскажет примерно никто.
Пока федерации раскачиваются и корпят над своими грустными пресс-релизами на Tribuna.com уже завели блоги украинские боксеры: Беринчик, Сиренко, Чухаджян. И к ним примкнули колоритный каратист с оселедцем Горуна и симпатичная капитан женской сборной по боксу. Отдельная гордость — блог чемпиона мира по биатлону Дмитрия Пидручного — его блог один из самых активных.
Как редакция работает с комьюнити
Социальная редакция была в Tribuna.com всегда — с 2013 года, когда мы запустились в Украине. В обязанности этих ребят всегда входила помощь блогерам с поиском тем, с продвижением, с оформлением и так далее.
Сегодня это специальный отдел, который занимается только развитием комьюнити. Отдел состоит из двух человек: главный редактор комьюнити Дима Клименко и его помощник Сергей Барановский (в прошлом — один из самых ярких блогеров Tribuna.com).
Задача отдела — постоянно придумывать активности, которые бы держали комьюнити в тонусе. Это могут быть флешмобы, конкурсы, любые другие заходы. Самый значимый — большая движуха «Лучший блогер Украины», которая уже три года подряд превращает лето в яркое приключение для участников с возможностью зарекомендовать себя и попасть в итоге в редакцию.
По итогам года — обязательная раздача слонов лучшим: блогеру, комментатору, автору статусов. Редакция определяет лучших совместно с пользователями и вручает подарки победителям.
Конечно, бывают случаи, когда всю эту демократию пытаются использовать для своей выгоды. Несколько лет назад мы вычислили и забанили ботов, которые продвигали контент про против Суркисов. Буквально на днях на чистую воду были выведены боты, которые встали на защиту владельца «Руха» и одного из главных бизнесменов Львова — Козловского. Важно, чтобы внутри комьюнити атмосфера оставалась доброжелательной и нетоксичной.
Комьюнити — лучший инкубатор талантов
Кроме всего прочего комьюнити для нас — это возможность заполучить лучших ребят из числа тех, кто увлекается спортом. Для того, чтобы заявить о себе вам не нужно пробиваться на встречу с главным редактором, не нужно ни с кем согласовывать темы, убеждать, что вот этот спикер действительно достоин разговора. Вы можете брать и делать. И пользователи Tribuna.com быстро оценят, насколько то, что вы делаете, интересно публике. Да, кстати, пользовательские посты по статистике собирают в среднем примерно в два раза больше лайков, чем редакционные. Аудитория Tribuna.com активно поддерживает авторов из народа.
Сегодня треть редакции — это ребята, которые начинали с блогов. Позиции — самые разные от заместителя главного редактора до редактора ленты новостей или социального редактора. Ну и, конечно, парни, которые отвечают за развитие комьюнити — сами вышли из комьюнити. Тут все логично.
Часть блогеров работают нынче в других местах — и ими мы тоже гордимся. Дмитрий Штрайс, к примеру, стал первым, кто завел блог о спортивном дизайне. Теперь он сам рисует концепты форм для украинских клубов. Логотип к YouTube-каналу Милевского тоже его, если что. Игорь Гончаров работает в отделе маркетинга «Шахтера». Илья Новиков стал футбольным скаутом.
Короче, если у вас мечта — пробиться в журналистику или работать в спорте, то самый короткий путь — это завести блог на Tribuna.com. Ссылка на него сделает ваше портфолио сразу более мощным и заметным — вне зависимости от того, куда это резюме вы будете отправлять.
Донаты как следующая стадия развития
Сегодня мы думаем о том, чтобы дать возможность нашим блогерам дополнительно зарабатывать. В разработке находится система донатов. Подписная модель в Украине пока не видится прямо сейчас работающей, но вместе с тем кажется, что юзеры готовы оплачивать труд других пользователей. Если это заработает, то масштабировать комьюнити станет еще проще, а его роль будет расти.
В то же время мы далеки от мысли, что блогеры смогут заменить редакции. Ее роль остается важной для того, чтобы задавать стандарты качества, формировать повестку дня и делать все то, что должно делать традиционное медиа. Просто вместе с блогерами мы можем делать больше и развиваться быстрее.
Кавер: Unsplash
Гифки: Giphy