Колл-центроцентризм как ориентир
13 Янв 2016, 13:30

Колл-центроцентризм как ориентир

Интервью с директором департамента обслуживания клиентов Альфа-банка Валентиной Ярош

Робот «Алла», колл-бэк, кнопки вызова персонала, сrush-тесты и одна вешалка — вот неполный список того, чего бы вы не нашли в Альфа-банке, если бы не его лояльные клиенты и их жалобы, просьбы и предложения. В своем интервью MMR директор департамента по обслуживанию клиентов Валентина Ярош также говорит об отношениях с клиентами на фоне кризиса доверия, креативности сотрудников банка, а также приподнимает завесу тайны над тем, что стоит за фразой «Для улучшения качества обслуживания этот разговор записывается». 

Алена Могилевец
Экс-Project manager Ренкинга лучших PR-профи Украины от MMR и Премии X-Ray Marketing Awards, бизнес-журналист

Альфа-Банк и клиент: консерватизм или инновационность?

Многие компании в Украине (да и не только) привыкли работать по устоявшимся проверенным принципам, а банки тем более известны своей консервативностью. Но команда, работающая у нас над коммуникациями с клиентом, сформировалась не из банковского сектора, а из разных отраслей бизнеса, в частности, из телекома. Это значит, что мы изначально привыкли открыто общаться с клиентами. Соответственно и строим взаимоотношения: не клиент идет к нам, а мы идем к клиенту, отталкиваясь от его или ее потребностей. Мир так быстро меняется, что уже и этого не достаточно. Сегодня для клиента важны уникальные впечатления. По этому принципу строятся и продажи, и сервис.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

1 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Инновационность сегодня связывают напрямую с технологиями. Наше основное звено в цепочке «банк-клиент» — контакт-центр — один из лидеров в отрасли по использованию технологий. Ключевая технология — это CRM-система, которая интегрируется с другими каналами взаимодействия и позволяет управлять коммуникациями с клиентом.  

Что автоматизировали и как это позволяет кастомизировать и улучшить сервис?

Из последнего: клиенты не хотели общаться с автоматической голосовой системой IVR, хотя мы проводили массу экспериментов, чтобы совершенствовать эту технологию. Bсе-таки нагрузка на контакт-центр была огромная, при этом клиенты оставались не очень довольными. Поэтому мы нашли другое решение. Это инновационная технология интеллектуального IVR, или, как мы ее называем, — робот «Алла». Она идентифицирует клиента, предоставляет нужную информацию или переключает на агента. На сегодняшний день «Алла» самостоятельно закрывает 20% от всех клиентских обращений в банк, что сравнимо с количеством сервисных обращений в сеть отделений. Мы постоянно работаем над улучшением данного сервиса и готовим новые сюрпризы для наших клиентов. 

Основные обращения в банк — какие?

Клиенты, в основном, обращаются за информацией. Это вопросы о движении средств по счету, балансу по карте, остатку по кредиту. Также клиентов интересуют условия использования продуктов банка, тарифы, адрес и время работы отделений. Мы постоянно работаем над тем, чтобы не просто информировать клиентов, а на основании обратной связи улучшать процессы и создавать востребованные продукты. В Альфа-Банке Украина есть подразделение, которое централизованно анализирует запросы через все каналы обращений: отделения, контакт-центр (около 80% обращений, включая каналы самообслуживания и интеллектуальный IVR), интернет-банк, соцсети. Причины обращений рассматриваем через призму сегментов, продуктов, событий на рынке и стране в целом. Так улучшается сервис, предугадываются очереди в контакт-центре и отделениях, создаются/изменяются услуги и выводятся на рынок новые продукты.

Хочу отметить, что контакт-центр — импульс по внедрению изменений в компании, первоисточник, которому клиент озвучивает свои потребности. И если компания (в данном случае наш Альфа-Банк) заинтересована в сохранении клиента и улучшении взаимоотношений с ним, то она меняется и движется навстречу клиенту. 

Были обращения, изменившие бизнес-процессы?

Банк прислушивается к своим клиентам, и улучшает зоны, о которых они просят, будь то иконка в интернет-банкинге или целый процесс. Так, в 2015 году были просьбы клиентов упростить процесс идентификации при звонке в контакт-центр. Мы сделали этот процесс максимально удобным для клиентов, но при этом не забываем и о безопасности.

Другая ситуация, когда банк по просьбе клиентов запустил колл-бэк. Теперь мы перезваниваем клиенту, а 94,4% клиентов сообщили, что полностью удовлетворены этим сервисом.

Для клиентов с ограниченными возможностями или для родителей с маленькими детьми в колясках во всех отделениях были установлены пандусы или кнопки вызова.

Мы также изменили место хранения пластиковых карт для оперативной выдачи клиентам (поскольку ранее они хранились в зоне кассы и, соответственно, клиентам приходилось ожидать).

В Интернет-банкинге добавили информирование о количестве бонусов МАХІ. Дополнили информирование клиентов о сроке завершения депозита в интернет-банкинге, особенностях работы в выходные.

Информирование клиентов об условиях и тарифах новых пакетов сделали проще и понятнее — выпустили новый буклет, поскольку, по мнению клиентов, наглядная информация быстрее запоминается, — и мы видим, что впоследствии у них уже не возникает вопросов.

Сейчас сложный период в стране, который не может не касаться и наших клиентов, поэтому мы внедрили ряд программ, чтобы упростить клиентам коммуникацию с банком в сложных ситуациях. Так, при обращении клиентов, испытующих сложности в оплате кредита, мы отменяем все штрафные санкции и «замораживаем» их начисления, для клиентов, мобилизованных в зону АТО, мы максимально упростили процесс информирования банка о мобилизации: достаточно позвонить в контакт-центр — и банк приостанавливает все начисления по кредитам и кредитным картам до момента демобилизации.

Эти изменения стали возможны благодаря пожеланиям наших клиентов.

При запуске новых продуктов мы проводим сrush-тесты. Иногда очевидные для банкиров вещи клиенты видят совершенно по-другому — это меняет подход к первичному консультированию, в котором расставляются совершенно другие акценты. 

Клиенты сегодня капризны, требовательны и загадочны. 

Валентина Ярош
Директор Департамента обслуживания клиентов, Президент Всеукраинской ассоциации контакт-центров

Для изменений нужна критичная масса запросов?

Дело не только в количестве обращений, но и в их качестве. Иногда бывает достаточно одного запроса, который является очевидным. Из самого простого — мы установили вешалку для одежды по факту одного обращения в отделении «Южное».

О клиенте в трех словах. Финансовая и технологическая грамотность.

Клиент — это самый важный посетитель на нашей территории. Клиенты сегодня капризны, требовательны и загадочны, и они ожидают от нас не только услуг и продуктов высочайшего качества, но и высокого уровня сервиса. Они хотят получать это как можно быстрее и проще. Напряженный ритм жизни — работа, учеба, семья, бизнес, хобби, развлечения — требует жесткой экономии времени. Поэтому, чтобы выиграть на рынке банковских услуг сегодня, мы стремимся построить с каждым клиентом долгосрочные отношения, предлагая решить его вопрос как можно быстрее и с минимальными усилиями для него, и оставив положительные впечатления и эмоции от обслуживания в контакт-центре.

Какое самое большое клиентское заблуждение?

Для многих клиентов банковская карта — возможность получить на карту деньги и быстро их снять, чтобы пользоваться наличными. Клиент упускает массу возможностей — таких как зачисление денег онлайн с любых других счетов, городов, возможность рассчитываться в любой точке мира, возможность зарабатывать на остатке счета. Мало того, он думает, что за эти услуги нужно дополнительно платить. Люди все еще боятся активно пользоваться картами и дистанционными сервисами, что особенно явно видно на фоне кризиса доверия. 

Почему выбирают именно ваш банк?

Выбирают, прежде всего, по рекомендации знакомых, друзей и за качество сервиса. На втором месте репутация банка, доверие и двадцатилетнее выполнение всех обязательств. Третье место — выбор по продуктам (например, «самый выгодный пакет услуг»).

Что стоит за фразой «для улучшения качества обслуживания этот разговор записывается»?

В колл-центрах все просто: есть процессы, есть технологии, есть люди. Первое и второе мы отслеживаем с помощью технологий, а людей контролировать можно только через запись. Записи разговоров с клиентами позволяют оценить навыки оператора, выявить и исправить его ошибки, использовать опыт наиболее компетентных специалистов при обучении новых сотрудников, проверить корректность жалоб клиентов на обслуживание и избежать потенциальных конфликтов, понять зоны развития в области коммуникаций с клиентом в целом и улучшить работу контакт-центра.

Имеет ли право агент по-своему решать задачи клиента?

Определенно да! Мы ценим инициативность и креативность в наших сотрудниках и стараемся не ограничивать их шаблонными методами и процессами в работе с клиентами. Отталкиваясь от потребностей клиента и особенностей ситуации, операторы могут решать задачи различными способами.

В 2015 году мы осуществили переход к формату YES-подхода в обслуживании наших клиентов. Мы постепенно расширили полномочия операторов и стремимся к тому, чтобы любой вопрос клиента решался по первому его обращению. Также это помогает нивелировать конфликтные ситуации и спорные вопросы. Так, например, если клиенту необходимо рассчитаться в ресторане картой, которая еще не была активирована в банкомате, мы готовы пойти навстречу и активировать карту по звонку.

Персональный подход позволяет не только решить вопрос клиента наиболее удобным для него способом, но и создает основу для развития долгосрочных отношений и повышения лояльности к банку.

В 2015 году мы осуществили переход к формату YES-подхода в обслуживании наших клиентов. 

Валентина Ярош
Директор Департамента обслуживания клиентов, Президент Всеукраинской ассоциации контакт-центров

Какой банк является эталоном с точки зрения прогрессивности организации работы колл-центра (в мире)? И что для нас еще послезавтра, а у них уже будни?

Эталонная работа контакт-центра зависит от целей и задач компании и самого контакт-центра в целом. Двух одинаковых контакт центров не существует, так же как и не существует двух одинаковых компаний на рынке. Я бы даже отметила, что более прогрессивные контакт-центры — как правило, не в банках.

Сегодня мир так стремительно меняется, что грань между завтра «у них» и «у нас» стерта. Очень многие новшества и технологии есть у нас, а они еще только идут к этому только потому, что мы быстрее движемся к эффективному результату. Например, наша «Алла» вызвала огромный интерес на конференции SpeechTEK 2015 в Нью-Йорке. Но с точки зрения активного использования клиентами интернет-банкинга и дистанционных сервисов, нам есть еще к чему стремиться. 

Беседовала Алена Могилевец

Расскажите друзьям про новость