Количество газет в Киеве сократится на 30 процентов
Кризис очищает рынок от перенасыщения
После закрытия на прошлой неделе газеты «15 минут» рынок печатных СМИ может ожидать очередная волна прекращения работы отдельных проектов и изданий. В частности, по словам экспертов рынка, переформатирования состоится как в низкоценовых нишах (бесплатных периодических печатных СМИ и дешевых), так и в среднем ценовом сегменте периодики (газеты, журналы). Напомним, что с прошлого понедельника ежедневная газета «15 минут» не выходит, а руководители KP Media признали, что такой шаг предопределен последствиями финансового кризиса в Украине, из-за чего холдинг теперь оптимизирует свои расходы. «Закрытие газеты состоялось из-за спада на рынке рекламы и вызвано девальвацией национальной валюты в течение последних месяцев», — сказал издатель Джед Санден.
В свою очередью эксперты медиарынка ожидают новые громкие закрытия печатных СМИ. В частности, как сообщил Андрей Степюк, последствия финансового кризиса и в дальнейшем будут предопределять прекращение работы ряда проектов в столице. «Издания, которые имеют имя и уже давно работают на рынке, скорее всего, радикальных шагов не будут предпринимать — возможно, будут сокращать количество колонок, заработную плату и штат. Тогда как «молодые» проекты или те, что созданы под отдельные политические силы, будут закрываться», — признал эксперт. По его мнению, от кризиса пострадают именно нерентабельные и неокупные издания, или те, которые не смогут найти себе платежеспособного инвестора. «Прежде всего кризис бьет именно те проекты, которые из-за спада рекламы стали недополучать прогнозируемые доходы, а также из-за значительного уменьшения платежеспособности населения, которое уже взвешивает, покупать газету или хлеб. Кроме того, рынок ежедневных дешевых (или бесплатных) изданий теперь просто был перенасыщен продукцией почти одинакового формата, которая не вызывала особенный интерес у потребителей», — сказал Андрей Степюк. Таким образом, по его мнению, тенденции полностью естественны: выживают популярные проекты, или же те, в которых инвесторы заложили в бизнес-планах на ближайшие годы отрицательную динамику.
Раньше в журналистских кругах распространялись слухи о закрытии ежедневной газеты «Вечерком» (ЗАО «Сегодня Мультимедиа») и «Газета нашего района». Впрочем, как сообщил главный редактор издания «Вечерком» Евгений Смертенко, невзирая на слухи «Сегодня мультимедиа» не планирует закрывать этот проект. Раньше в городе поговаривали, что в газете в ближайшее время уменьшится количество колонок и тираж. «Руководство теперь не планирует пересматривать ни планы относительно количества колонок, ни относительно периодичности выхода газеты, а слухи о возможном закрытии проекта «Вечерком» не отвечают действительности», — отметил Евгений Смертенко.
Не подтвердили и не опровергли информацию о прекращении выхода «Газеты нашего района» в издательстве «Пресс-центр». Там отметили, что теперь этот проект функционирует в привычном режиме и планов закрывать издание нет.
Спад рекламы сокращает бюджеты издателей
А впрочем, эксперты допускают, что уже к концу текущего года до 30 % изданий в столице не будут выходить. Самым сложным периодом считают январь — сентябрь 2009 года. «Пик спада придется ориентировочно на май и будет длиться в течение лета», — сказали в Украинской ассоциации издателей периодической прессы. По словам руководителя группы экспертов Ассоциации Сергея Чернявского, тяжелее всего будет изданиям, которые живут за счет рекламы. «Из 12—15 больших национальных изданий кризис переживет в лучшем разе лишь половина», — прогнозирует господин Чернявский. А впрочем, больше всего пострадает региональная пресса, тогда как дела у отдельных игроков столичного рынка пойдут вверх уже со следующего года, когда страна преодолеет последствия кризиса.
Что же касается рекламы, то по данным компании «Мониторинг СМИ», общая стоимость рекламы в печатных изданиях в Украине 2008 года составляла $ 495 млн. Сравнительно с 2007-м, объем рекламы в газетах вырос на 6,64 %, в журналах — на 16,7 %. В целом пресса выросла на 13,88 %. Однако, по прогнозам экспертов, из-за спада рекламы прибыли издателей упадут по меньшей мере на 10 %. Участники рынка уже почувствовали на себе спад объема рекламы в течение января. Через что они начали снижать стоимость рекламы и осуществлять все расчеты с переводом американской валюты в национальную, чтобы лучше договориться с рекламодателями. Кроме того, по данным УАВПП, на столичном рынке зафиксирован рост цен на газеты и журналы. Поэтому эксперты допускают, что издатели будут продавать меньше газет, а следовательно, и целевая аудитория рекламы, конечно, будет уменьшаться. Этот фактор отпугивает потенциальных рекламодателей на средне- и долгосрочную перспективу. Из-за чего спад продажи рекламы может быть еще большим.
Все будет интернет
С другой стороны, теперь рекламодатели и владельцы интернет-ресурсов ожидают увеличения объема рекламы в мировой паутине. Прибыли интернет-изданий должны увеличиться, и рост в этом сегменте рынка будет составлять до 60 %. Это объясняется относительной доступностью и дешевизной интернет-ресурсов. По данным Всеукраинской рекламной коалиции, сейчас в Украине пользуется интернетом почти 20 % население (10 миллионов пользователей.), 60 % из которых проживают или в Киеве, или в Киевской области. Поэтому переориентация рынка рекламы на интернет сможет частично пополнить бюджеты издательств.
Дмитрий Дубенский