Казнить нельзя помиловать
«Я очень хорошо понимаю мотивацию авторов проекта Закона про функционирование субъектов социологической деятельности». Действительно, на рынке социологических услуг, во-первых, существуют непрофессиональные компании, во-вторых, в период выборов (а в Украине сейчас это постоянно) СМИ часто обнародуют «данные опросов» (в основном фальшивые рейтинги) вымышленных, не существующих социологических фирм. Как руководитель двух профессиональных исследовательских компаний я кровно заинтересован в борьбе с непрофессионалами и мошенниками, имитирующими социологические данные. К сожалению, предлагаемый авторами закона путь административного решения этого вопроса не только не принесет пользы, а нанесет огромный вред исследовательскому рынку. Этот закон противоречит мировой практике, а внедрение чего-то похожего в Беларуси привело к использованию лицензирования не для борьбы с непрофессионалами, а для устранения профессиональных конкурентов и для политической цензуры. В украинских реалиях острой политической борьбы тот, кто контролирует Министерство юстиции, имеет все возможности использовать лицензирование как способ давления на профессионалов. Я уже не говорю о том, что это лицензирование создает условия для коррупционной деятельности. То, что связано с запретом деятельности иностранных компаний, вообще напоминает брежневские времена и «железный занавес». К тому же авторы закона не учитывают, что под социологические подпадут и все компании, занимающиеся маркетинговыми исследованиями. Неясно только, почему нужно начинать запрет именно в сфере исследований, почему не запретить деятельность всех иностранных компаний — Люфтганзы, Сони, Кока-Колы, МакДональдсаы и т. п; а то весь центр Киева занят их представительствами и магазинами. Будет легче с парковкой. Кстати, основные компании в области маркетинговых услуг имеют иностранный капитал, запрет их деятельности приведет к параличу маркетинговых услуг. Это, в свою очередь, приведет к огромным убыткам всех крупных производителей товаров и услуг, которые базируют свою деятельность на маркетинговых исследованиях, причем это относится в равной мере и к украинским производителям. Так что этот закон может нанести большой ущерб экономике в целом. Мне кажется, что если у депутатов есть политическая воля совершенствовать регулирование рынка социологических услуг, то имеет смысл работать в тесном контакте с профессиональными сообществами, в частности, с Социологической ассоциацией Украины и Украинской ассоциацией маркетинга, и использовать мировой опыт, создавший экономические, а не административные механизмы регулирования рынка исследований. Владимир Паниотто, Президент InMind