Катерина Венжик, Delo.UA: E-commerce-амбиции должны быть у любой медийной площадки
Полтора года назад на Delo.UA стартовал проект «В поисках Made in Ukraine«. Направленный на поддержку украинских производителей, он стал чрезвычайно популярным и в среде представителей МСБ, и среди потребителей. Благодаря чему получил продолжение на ТВ, в и А сегодня «В поисках Made in Ukraine« пополнился каталогом производителей украинских товаров на портале Delo.UA.
Каталог содержит контактную информацию украинских производителей в 13 товарных категориях. Его создатели не скрывают амбициозных планов дальнейшего развития этого проекта. О них MMR поговорил с Катериной Венжик, главредом Delo.UA.
Катерина, с какой целью вы запустили каталог товаров, обнаруженных в рамках проекта «В поисках Made in Ukraine«?
Все очень просто. Если мы ставим перед собой цель не просто написать об украинских производителях, а продвигать их и способствовать тому, чтобы потребители отдавали предпочтение товарам украинского производства, то просто упомянуть о них в блоге недостаточно — их там сложно найти.
Одна из самых больших проблем наших товаров не в том, что их нет или что они недостаточно хороши, а в трудностях с их поиском. В супермаркетах их нет, а искать их специально вряд ли кто-то захочет. Поэтому нам кажется, что такой каталог, где будет описание товара, сайт и прочие контакты, включая наводки, где его купить, окажется полезен людям, которые не просто зашли почитать блог, а готовы перестроиться на модель потребления «свій до свого по своє».
Будет ли возможность для тех предпринимателей, которые не были в блоге или книге, попасть в каталог? На каких условиях?
Да, будет. Глупо было бы ограничиваться только теми, о ком мы написали, потому что мы не можем написать абсолютно обо всех. Другое дело, что мы планируем разграничить тех, о ком писали, и тех, кто просто прислал информацию о себе. Потому что первых мы проверили и дали оценку качеству их продукции, а относительно вторых можем провести минимальную верификацию, но гарантировать качество товаров не можем. То есть через какое-то время мы разделим каталог на две условные части: протестированные нами товары и не протестированные.
За участие в каталоге должна быть минимальная абонплата — например, условные 400 грн. в год. Проблема большинства товарных каталогов в том, что производители предоставляют им информацию о себе один раз и потом не вносят актуальные изменения. Более того, они даже забывают о том, что они там есть. В итоге это не идет на пользу ни пользователям, ни площадке, ни производителям. Мне кажется, что когда есть хотя бы минимальная мотивация следить за тем, как ты выглядишь в каталоге, это обеспечивает серьезное отношение к представленности. Эти условные 400 грн. и будут такой мотивацией.
Конечно, это не будет распространяться на тех, кто уже есть в каталоге: с нашей стороны было бы некрасиво сейчас выставить им счет. Но, вероятно, в следующем году мы предложим всем перейти на одни и те же условия просто для того, чтобы все сами следили за тем, как они представлены в каталоге.
Почему для предпринимателей будет важно присутствовать в вашем каталоге?
Сейчас основной инструмент поиска любой информации — это Google. Если компания маленькая и пока не готова вкладываться в сайт (а даже если и готова), то упоминание в таком каталоге в виде красиво оформленной странички с информацией о фирме, фотографиями продукции, прайсом и т.д. по сути его заменяет. И заменяет именно потому, что в каталоге информацию о производителе хорошо видит Google — он будет показывать ее в первых трех-пяти строчках поисковой выдачи. И разбрасываться этим не стоит.
Сколько сейчас компаний в вашем каталоге?
Пока примерно 100. Это все производители, которые были описаны в блоге «В поисках Made in Ukraine». В Юлия Савостина добавляла тех, о ком знала, но не протестировала — там их около 1200. Компании из книги мы тоже перенесем в каталог — в ту часть, где будет информация о не тестированных товарах.
Ваш каталог будет представлять собой только инфосправочник или у вас есть e—commerce-амбиции?
Мне кажется, что e-commerce-амбиции должны быть у любой площадки, в том числе медийной. Этот тип монетизации будет актуален всегда. Если мы пишем о какой-то компании, ее товаре, то почему бы не предложить сразу купить его у нас на сайте?
Вы знаете, в чем проблема с e—commerce: организация логистики товаров — это дорогой и сложный процесс.
Да, но можно работать через партнеров. Замкнуть на себе полностью весь процесс не получится — иначе придется стать ритейлером. Это совсем другой бизнес. Но площадки могут прекрасно жить с процента. Условно говоря, мы можем начать работать с каким-нибудь интернет-магазином: разместить информацию о его товарах и форму заказа. Заказы будут попадать напрямую в интернет-магазин, который обеспечит всю логистику. А мы получим свой процент от сделки, потому что от нас ушла заявка.
Тогда вам понадобится хорошее ПО, которое будет в реальном времени показывать, какие у вашего партнера остатки на складах. А если мы говорим о каталоге, где будет тысяча поставщиков, то их системы наверняка будут разрозненными и станут плохо интегрироваться между собой и с вашим сайтом.
Возможно. Здесь сложно комментировать — это должен сказать хороший программист, сделавший не один интернет-магазин. Но если в целом говорить о том, стоит ли торговать через сайты, то делать это однозначно стоит, причем всем — и в том числе медиакомпаниям.
Вы не первые, кто создал базу украинских производителей: списки составляются и поддерживаются и ТВ, и немедийными энтузиастами. Какие у вас отношения с «единомышленниками» по теме экономического патриотизма?
Я в таких случаях всегда вспоминаю пример Fortune: именно этот журнал составил первый рейтинг компаний, но с рейтингами все ассоциируют Forbes, хотя он был вторым. Это неизбежность. Мы прекрасно понимаем, что интуитивно поймали тему, которая стала очень популярной на волне происходящих в Украине политических событий. Хорошо, что мы ее словили первыми. Но претендовать на то, чтобы все ссылались на нас как на первопроходцев, глупо. Это тема, которая витает в воздухе.
Другое дело, когда беззастенчиво копируют формат, как это сделал «Новый канал», запустивший роуд-шоу «Сделано в Украине». Точно такую же программу Юлия Савостина уже делает на канале «Украина». Тем более что в теме Made in Ukraine есть масса других идей. Например, мы сделали . Нельзя застревать в формате. Почему бы телевизионщикам сейчас не запустить что-то вроде «Акул бизнеса» для молодых украинских предпринимателей?
Какие дальнейшие планы у Delo.UA—Made—in—Ukraine-движения?
В начале октября мы проведем очередной бизнес-фестиваль: формат оказался очень успешным, и мы решили сделать мероприятие еще масштабнее, перенеся его в центр Киева, в СК «Олимпийский».
Более амбициозная задача — запуск школы предпринимательства. Пока не могу сказать, когда он состоится: мы ищем коммерческих партнеров. Мы решили в первый год не брать плату с учащихся. Мне кажется, что партнерство может быть интересно компаниям, которые потом могут стать подрядчиками своих учеников — рекламно-маркетинговым агентствам, В2В-ритейлерам вроде Metro Cash & Carry и т.д.
Запуск школы — это очень логичный шаг в рамках развития нашего проекта. Его социальная миссия — повышение конкурентоспособности украинских производителей. Как бы там ни было, но Украина подписала Соглашение об ассоциации с ЕС. Глупо сидеть только на своем рынке, когда есть европейский. Конечно, пока он есть только в теории: мало кто из наших предпринимателей готов выйти на рынок ЕС. Я не могу сказать, что мы всех их подготовим к этому. Но мы как минимум научим их правильно упаковывать свою продукцию, вести переговоры с логистами и ритейлерами, следить за качеством и т.д.
Школ, ориентированных на малый и средний бизнес, в Украине немало. В чем будут преимущества вашей?
Знаете, за счет чего «взлетел» проект «В поисках Made in Ukraine»? Мы всех производителей холим и лелеем, стараясь подать информацию о них как можно лучше и выстраивая долгосрочные отношения. Я хочу, чтобы этот подход мы перенесли и на школу.
Абсолютно у всех производителей, которые принимали участие в проекте «В поисках Made in Ukraine», заметно выросли продажи. Историй успеха очень много: производитель одежды Must Have начал одевать первую леди, у Kachorovska atelier — просто взрыв продаж, Piel Cosmetics впервые вышел в розницу, и теперь на продажи в ритейле у этого производителя салонной косметики приходится солидная доля.