Rakuten Viber провел опрос среди украинцев и узнал, каким источникам новостей они доверяют. В опросе в официальном канале Viber Украина приняли участие около 40 тысяч пользователей.
Результаты опроса показали, что половина украинцев (49%) читают исключительно СМИ и верифицированные каналы госорганов. 21% украинцев отметили, что читают только проверенные каналы, однако просматривают и неофициальные в поисках более оперативных новостей. По другим источникам новостей процентное распределение следующее: 9% опрошенных доверяют сообщениям от близких, 6% пользуются информацией от блогеров и экспертов. 15% украинцев совсем не верят каким-либо новостям сейчас.
Ответы на вопрос «Каким источникам новостей в мессенджерах вы доверяете?» распределились следующим образом:
- Читаю исключительно СМИ и верифицированные каналы госорганов — 49%;
- Пользуюсь информацией от блогеров и экспертов — 6%;
- Наиболее оперативно получать информацию по неофициальным каналам, однако читаю только проверенные — 21%;
- Доверяю сообщениям от близких — 9%;
- Не верю каким-либо новостям сейчас — 15%.
Стоит отметить, что в апреле 2023 года Rakuten Viber проводили похожий опрос: тогда СМИ и верифицированные каналы государственных органов избрали в качестве единственного источника новостей 63% респондентов. Неофициальным каналам доверяли только 2% украинцев. Доверие к блогерам и экспертам осталось неизменным (5% опрошенных отметили этот вариант). Также не изменилось количество украинцев, которые полагаются на сообщения от близких (9%). Количество украинцев, которые не верят новостям вообще, уменьшилось: полгода назад каждый пятый респондент (20%) ставил под сомнение любую информацию в сети.
Viber также спросил украинцев, сталкивались ли они с фейками в сети и как реагируют на них. 90% респондентов наталкивались на дезинформационные сообщения, однако реагировали по-разному. Более половины опрошенных (58%) не обращают внимания на фейки. Только треть украинцев (32%) противодействуют распространению ложных новостей: 17% отписываются от каналов с таким содержанием, 8% предупреждают близких и 7% подают жалобу на контент и блокируют источник. В то же время, 10% респондентов ответили, что никогда не сталкивались с фейками.
На вопрос «Сталкивались ли вы с фейками и как реагируете на них?» ответы распределились следующим образом:
- Да, но не обращаю внимания на них — 58%;
- Обычно сразу отписываюсь от канала с таким содержанием — 17%;
- Действие решительно – подаю жалобу на контент и блокирую канал — 7%;
- Когда вижу фейк, сразу предупреждаю близких об этом — 8%;
- Никогда не встречалось подобное — 10%.
Команда Rakuten Viber в Украине поощряет подавать жалобы на возмутительный контент — это помогает модераторам оперативно реагировать и удалять подобные сообщения с платформы. Пожаловаться можно на рекламу, канал, открытую для поиска сообщества и отдельные сообщения в них, а также на авторские стикерпаки.