Как не облажаться: 10 лайфхаков для качественного публичного выступления
07 Фев 2020, 10:00

Как не облажаться: 10 лайфхаков для качественного публичного выступления

Денис Блощинский, co-owner 42 Agency, о составляющих качественного публичного выступления

Мы не только создаем площадки для лидеров мнений, но и пишем сценарии, помогаем с репетициями, и рассказываем, как правильно подготовиться к публичному выступлению. Конечно же, лучше всего — индивидуальный подход, но есть 10 универсальных лайфхаков, которые станут полезными для всех, кто выступает на публике, или очень хочет, но стесняется.

Денис Блощинский
Co Owner в Агентство 42

1. Не рассказывайте о том, в чём вы не разбираетесь

Как классно бы ни был организован форум или конференция, все пойдет насмарку, если спикер не подготовлен. Хотеть «засветиться» в профессиональной среде мало, нужно четко понимать цель своего выступления, чтобы давать правильные мысли аудитории. А уверенно звучать вы будете только в том случае, если вы действительно разбираетесь в том, о чем говорите. Финансовый менеджер компании не может рассказать о технических характеристиках проекта, как и технический директор о финансовых отчетах.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Ваш доклад должен нравиться, прежде всего, вам. Несмотря на его серьезность, постарайтесь заинтересовать слушателей. Вы сами должны получать удовольствие от выступления. Вы должны знать, о чем говорите. Поверьте, каждый специалист в той теме, на которую вы выступаете сможет почувствовать все нюансы вашей подготовки. Вы не можете назвать себя профессионалом своего дела — это должны делать другие. Поэтому, не стоит портить репутацию легкомысленным отношением к выступлению.

2. Разговорная манера больше привлекает людей

Конечно, заученный текст вряд ли будет интересен слушателям, ведь люди привыкли чувствовать зарождение мысли — то как вы подбираете нужное слово, плавно переходите от одной темы к другой. Ведите диалог, посмотрите, как аудитория реагирует на ваш рассказ. Лучше, составьте список фраз и слов, которые не дадут вам сбиться с темы. Для того, чтобы этот совет действительно стал для вас полезным — попробуйте минимум 3 раза поговорить на тему доклада с человеком, который ничего не знает об этой теме. Для него ваш рассказ должен выглядеть естественно и логично, даже если несколько профессиональных терминов останутся для него загадкой — общий сюжет он должен воспринимать легко и с ясностью. После этого вы точно можете быть уверенным — на форуме вы будете выглядеть так, как будто рассказываете друзьям об интересном случае в вашей повседневной жизни. 

3. Знайте свою аудиторию

Каждая площадка для публичных выступлений — форум, конференция, семинар — имеет определенную аудиторию. Вы должны четко понимать перед кем выступаете и какую главную мысль нужно доносить именно этим людям. Доклад на одну и ту же тему будет отличаться для студентов, и, скажем, для менеджеров среднего звена. Отличаться он будет, как и по тону, так и по логике построения. Отличия могут быть настолько существенны, что, в принципе, это могут быть два разных доклада. 

4. Цель — результат

Эти два пункта нужно определить сразу, чтобы слушатель знал к чему вы ведете и какую информацию он получит, если дослушает вас до конца.

Цель нужно определить еще при подготовке спича. Например, если вы презентуете услуги проведения мероприятий и хотите привлечь новых партнеров (как это делаю я), то можно начать с мощной ассоциации: «Что бы вы выбрали — новенький Land Cruiser или корпоративный ивент? Те, кто выбрали мероприятие, похоже, знают почему здесь находятся. А тех, кто отдал предпочтение автомобилю, я попробую переубедить. Вы знаете, что может принести вашей компании качественное построение корпоративной культуры? Я расскажу». 

5. Яркое вступление

Люди должны «проникнуться» и сразу захотеть вас выслушать. Начать можно с громкого заявления, спорного вопроса, или шокирующего фото в презентации. Например: «Вы знали, что если проделать в Земле тоннель и прыгнуть в него, то долететь до другого конца Земли займёт у вас 42 минуты и пару секунд. А зарегистрироваться в нашем приложении можно в 20 раз быстрее!».

6. Визуальный контент

70% людей лучше воспринимают информацию визуально. Это помогает переключиться и поддержать интерес. Но не стоит вставлять много текста на каждый слайд. 

Во-первых, это неэффективно. Зрители умеют читать. Расположите главную мысль, иллюстрации, или заголовок. Для установления контакта с аудиторией можете показать фотографию или небольшое видео. Можно даже показать какой-то предмет, который имеет отношение к теме выступления. 

Во-вторых, это должно быть эстетично. Даже если вы не дизайнер, вдохновится на красивую презентацию можно, скажем, на Pinterest, Prezi, Canva. 

7. Эмоциональная дистанция

Чем больше о вас знают — тем больше доверяют. Это факт. Расскажите историю из собственного опыта, историю, когда случилась с вами в путешествии, на проекте. Такой прием позволит слушателям стать ближе и доверять вам. Вам не нужно описывать свою биографию, самое важное для слушателя — узнать, почему именно вы так хорошо сможете раскрыть тему. Почему именно вас должна выслушать аудитория? 

8. Польза

Аудитории мало знать о характеристиках вашего продукта — им нужно знать, каким образом он может быть полезным для их жизни, проекта или компании. Нацеливайте свой доклад именно на практические аспекты, которые можно использовать. Вернитесь к совету, который я дал с самого начала — презентуйте свой доклад незнакомому с темой человеку. Ему должно быть интересно и понятно то практическое назначение вашего продукта, которое вы предложите для его жизни. 

9. Интерактивность

Побуждайте зрителей участвовать в презентации — тогда у вас будет активная аудитория и выступления точно не заставит никого скучать. Задайте аудитории вопрос. Когда люди не пассивно воспринимают информацию, а включаются в поиск ответа, градус внимания сразу повышается. Период «вопрос-ответ» нужно использовать как ваш призыв к действию. 

10. Завершение выступления — призыв к действию

Вы же выступаете не просто, чтобы кто-то знал информацию о вашей деятельности? Вы представляете свой проект, новый продукт, услуги. Людям должно захотеться обратиться к вам еще раз, все-таки купить ваш продукт, воспользоваться услугой. В конце выступления призывайте аудиторию к действию, вдохновляйте делать что-то новое. Ваш доклад может изменить чью-то жизнь! 


Кавер: Unsplash

Расскажите друзьям про новость