1. Не рассказывайте о том, в чём вы не разбираетесь
Как классно бы ни был организован форум или конференция, все пойдет насмарку, если спикер не подготовлен. Хотеть «засветиться» в профессиональной среде мало, нужно четко понимать цель своего выступления, чтобы давать правильные мысли аудитории. А уверенно звучать вы будете только в том случае, если вы действительно разбираетесь в том, о чем говорите. Финансовый менеджер компании не может рассказать о технических характеристиках проекта, как и технический директор о финансовых отчетах.
Ваш доклад должен нравиться, прежде всего, вам. Несмотря на его серьезность, постарайтесь заинтересовать слушателей. Вы сами должны получать удовольствие от выступления. Вы должны знать, о чем говорите. Поверьте, каждый специалист в той теме, на которую вы выступаете сможет почувствовать все нюансы вашей подготовки. Вы не можете назвать себя профессионалом своего дела — это должны делать другие. Поэтому, не стоит портить репутацию легкомысленным отношением к выступлению.
2. Разговорная манера больше привлекает людей
Конечно, заученный текст вряд ли будет интересен слушателям, ведь люди привыкли чувствовать зарождение мысли — то как вы подбираете нужное слово, плавно переходите от одной темы к другой. Ведите диалог, посмотрите, как аудитория реагирует на ваш рассказ. Лучше, составьте список фраз и слов, которые не дадут вам сбиться с темы. Для того, чтобы этот совет действительно стал для вас полезным — попробуйте минимум 3 раза поговорить на тему доклада с человеком, который ничего не знает об этой теме. Для него ваш рассказ должен выглядеть естественно и логично, даже если несколько профессиональных терминов останутся для него загадкой — общий сюжет он должен воспринимать легко и с ясностью. После этого вы точно можете быть уверенным — на форуме вы будете выглядеть так, как будто рассказываете друзьям об интересном случае в вашей повседневной жизни.
3. Знайте свою аудиторию
Каждая площадка для публичных выступлений — форум, конференция, семинар — имеет определенную аудиторию. Вы должны четко понимать перед кем выступаете и какую главную мысль нужно доносить именно этим людям. Доклад на одну и ту же тему будет отличаться для студентов, и, скажем, для менеджеров среднего звена. Отличаться он будет, как и по тону, так и по логике построения. Отличия могут быть настолько существенны, что, в принципе, это могут быть два разных доклада.
4. Цель — результат
Эти два пункта нужно определить сразу, чтобы слушатель знал к чему вы ведете и какую информацию он получит, если дослушает вас до конца.
Цель нужно определить еще при подготовке спича. Например, если вы презентуете услуги проведения мероприятий и хотите привлечь новых партнеров (как это делаю я), то можно начать с мощной ассоциации: «Что бы вы выбрали — новенький Land Cruiser или корпоративный ивент? Те, кто выбрали мероприятие, похоже, знают почему здесь находятся. А тех, кто отдал предпочтение автомобилю, я попробую переубедить. Вы знаете, что может принести вашей компании качественное построение корпоративной культуры? Я расскажу».
5. Яркое вступление
Люди должны «проникнуться» и сразу захотеть вас выслушать. Начать можно с громкого заявления, спорного вопроса, или шокирующего фото в презентации. Например: «Вы знали, что если проделать в Земле тоннель и прыгнуть в него, то долететь до другого конца Земли займёт у вас 42 минуты и пару секунд. А зарегистрироваться в нашем приложении можно в 20 раз быстрее!».
6. Визуальный контент
70% людей лучше воспринимают информацию визуально. Это помогает переключиться и поддержать интерес. Но не стоит вставлять много текста на каждый слайд.
Во-первых, это неэффективно. Зрители умеют читать. Расположите главную мысль, иллюстрации, или заголовок. Для установления контакта с аудиторией можете показать фотографию или небольшое видео. Можно даже показать какой-то предмет, который имеет отношение к теме выступления.
Во-вторых, это должно быть эстетично. Даже если вы не дизайнер, вдохновится на красивую презентацию можно, скажем, на Pinterest, Prezi, Canva.
7. Эмоциональная дистанция
Чем больше о вас знают — тем больше доверяют. Это факт. Расскажите историю из собственного опыта, историю, когда случилась с вами в путешествии, на проекте. Такой прием позволит слушателям стать ближе и доверять вам. Вам не нужно описывать свою биографию, самое важное для слушателя — узнать, почему именно вы так хорошо сможете раскрыть тему. Почему именно вас должна выслушать аудитория?
8. Польза
Аудитории мало знать о характеристиках вашего продукта — им нужно знать, каким образом он может быть полезным для их жизни, проекта или компании. Нацеливайте свой доклад именно на практические аспекты, которые можно использовать. Вернитесь к совету, который я дал с самого начала — презентуйте свой доклад незнакомому с темой человеку. Ему должно быть интересно и понятно то практическое назначение вашего продукта, которое вы предложите для его жизни.
9. Интерактивность
Побуждайте зрителей участвовать в презентации — тогда у вас будет активная аудитория и выступления точно не заставит никого скучать. Задайте аудитории вопрос. Когда люди не пассивно воспринимают информацию, а включаются в поиск ответа, градус внимания сразу повышается. Период «вопрос-ответ» нужно использовать как ваш призыв к действию.
10. Завершение выступления — призыв к действию
Вы же выступаете не просто, чтобы кто-то знал информацию о вашей деятельности? Вы представляете свой проект, новый продукт, услуги. Людям должно захотеться обратиться к вам еще раз, все-таки купить ваш продукт, воспользоваться услугой. В конце выступления призывайте аудиторию к действию, вдохновляйте делать что-то новое. Ваш доклад может изменить чью-то жизнь!
Кавер: Unsplash