Вслед за потребителем или Будущее украинских офлайн-ритейлеров
28 Авг 2018, 10:00

Вслед за потребителем или Будущее украинских офлайн-ритейлеров

Эксперты razom communications о том, как e-commerce повлиял на офлайн-ритейл и качество покупательского опыта

Как выжить офлайн-ритейлерам в мире, в котором различие продуктов по характеристикам и цене минимально, путь потребителя хаотичный, а покупатель может совершать покупки, не выходя из дома? Об этом – эксперты razom communications: Андрей Андрющенко, CEO IPG Media Brands в Украине, Сергей Костин, Managing Director Initiative в Украине, Мила Крутченко, Chief Digital & Strategy Officer razom.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Согласно исследованию Nielsen, мировой e-commerce растет в пять раз быстрее, чем FMCG-ритейл или ВВП. Такая тенденция будет нарастать. Приведет ли это к кризису офлайн-ритейла? Это, вероятнее всего, преувеличение. Ритейл шел и идет за потребителем. С изменением поведения потребителя меняются способы взаимодействия с ним как в ритейле, так и в коммуникации. В этом смысле крупные ритейлеры уже сегодня имеют достаточно большое количество данных о поведении покупателей. Соединив эти данные с информацией о поведении покупателей онлайн и офлайн, можно еще лучше рассказывать о преимуществах каждого из брендов, а значит, увеличивать эффективность бизнеса.

Развитие e-commerce приведет к трансформации офлайн-ритейла, а не к кризису в этой категории. Развитие онлайн-покупок и технологий повлияет на то, как и где покупатели будут совершать покупки, изменит требования к физическим пространствам, их функционалу. Онлайн-магазины станут неотъемлемой частью офлайн-магазинов, их надстройкой. Это даст дополнительные возможности для преодоления временных и пространственных ограничений, получения дополнительной прибыли для ритейла и нового опыта для покупателей.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Трансформационные тенденции на ближайшие годы такие: 

1. Развитие омниканальности в продуктовом ритейле. Согласно данным TNS Украина, в 2018 году уже 10,6% потребителей покупали продукты питания онлайн ( в 2016-м этот показатель составлял 4,7%). Очевидно, что рост ускоряется, но пока большинство экспертов сходятся во мнении, что предельная доля продаж продуктов питания через интернет на протяжении последующих нескольких лет не превысит 15-20%.

2. Инновации для предоставления нового опыта для потребителей как в офлайне, так и в онлайне. К примеру, кассы самообслуживания, запуск виртуальных магазинов, чат-боты, через которые можно делать покупки не выходя из мессенджера. Так, Tesco запустил приложение Tesco Discover, позволяющее клиенту сканировать этикетки продуктов Tesco, журналы и POS в магазине, чтобы получить дополнительную информацию о продуктах, делать покупки и получать дополнительный опыт. 

3. Реагирование ритейлеров на потребности и запросы потребителей практически в реальном времени, предлагая персонализированные предложения и скидки. К примеру, наша сеть IPG Media Brands, частью которой является Initiative, совсем недавно объявила о покупке за $2,3 млрд Acxiom Marketing Solutions – компании, которая занимается Big Data для омниканального маркетинга. Глобально и впоследствии локально это приобретение в разы увеличит наши возможности в работе с данными. Это позволит, например, создавать программные продукты, которые будут для потребителей персональными советчиками по шопингу, используя поведение покупателей в соцмедиа, как это сделали наши коллеги из Initiative в Китае для H&М:

Культура, как и технологии, оказывает большое влияние на поведение потребителя. В Initiative мы верим в силу культурных трендов и необходимость им следовать или как минимум отслеживать эти тренды каждому бренду. Мы используем несколько глобальных подходов, используемых в исследованиях, которые проводим в Украине. Один из них – Brand Heat – позволяет отслеживать актуальность бренда целевой аудитории на сегодня или определять, насколько бренд находится в культурном тренде. Этот очень наглядный и несложный подход дает вовремя понять, что бренд движется правильно или нуждается в изменениях. 

Еще одним инструментом является Wave, с помощью которого мы определяем масштаб и скорость развития того или иного культурного момента. 

В отчете консалтинговой компании Walker по исследованию «Покупатели – 2020» эксперты прогнозируют, что к 2020 году качество покупательского опыта станет ключевым отличием одного бренда от другого, а продуктовая линейка и цены отойдут на второй план. Уже сегодня выбор товаров и услуг из одного спектра настолько велик, что пользователю остается ориентироваться на цену и свой личный опыт. Причем за опыт они уже готовы платить больше. 

Чтобы отстроиться от конкурентов и повысить ценность бренда, мы ориентируемся на три основных параметра пользовательского опыта. В первую очередь это информация. В наше время ее очень много, часто она подается неструктурировано и некомфортно для пользователя. Соответственно, если бренд сможет подать информацию в удобном виде, в нужный момент, он запомнится и привлечет к себе внимание.

Например, бренд ASICS, один из крупнейших в мире производителей спортивной одежды и обуви, в стремлении усилить привлекательность своей продукции среди бегунов разработал новую цифровую розничную стратегию, которая помогла ему успешно достичь поставленных целей. 

Удобство – второй важный параметр. Мы способны позаботиться о пользователе и создать для него все условия, чтобы он совершил покупку. Речь идет не только о пути потребителя и его сопровождении, но и об опыте в самом магазине. Не стоит забывать, что, даже находясь в точке продажи, потребитель ищет дополнительную информацию о продукте, и наша задача сделать так, чтобы он ее нашел именно на сайте магазина, в котором находится. 

Так, IKEA разработала приложение, которое позволяет пользователю вставлять картинку понравившегося предмета мебели в интерьер комнаты, чтобы понимать, вписывается ли он в общий дизайн или нет. 

Персональный подход – параметр номер три. И здесь у нас масса вариантов, чтобы дать немного больше, чем ожидает потребитель, сделав его опыт максимально персональным и запоминающимся. Данные из программы лояльности и programmatic нам в помощь. Удачный пример: кампания SoupTube для бренда Campbell’s Soup, которая привела к 55%-ному увеличению продаж Campbell Simply Soup в период с мая по июль 2016 года. 

В Initiative мы верим в подход Cultural Branding, с помощью которого мы находим ту платформу, территорию и событие, в которых бренд, ненавязчиво вписавшись в тачпоинты, сделает жизнь пользователя еще более интересной, насыщенной и яркой. А большой выбор подходящих инструментов и форматов для определения правильного места и времени помогает нам создавать уникальные сообщения, которые находят путь к потребителю и пробиваются сквозь клаттер.

Расскажите друзьям про новость