Какова история построения бренда bOtaN — от нейминга до позиционирования и лонча?
Мы прошли все этапы, от хаотично-ситуационного до вдумчиво-стратегического. В начале, когда проект был сумасшедшей идеей, даже будучи профессионалами в области коммуникаций, мы использовали обычный инструментарий стартаперов: шутки на курилке, стратегический подход «а давайте…» и креативные методики из серии «а так можно вообще?». Нужно понимать, что bOtaN — это проект, который создавали и которым управляют выходцы из рекламного и PR-рынка, поэтому мне кажется, что вначале мы планировали делать все, в чем были ограничены, работая на клиента. Хорошо, что потом пришли суровые реалии предпринимательства, и мы этого не сделали, единственное, что сохранилось из первичных идей и стратегий, — это название.
Проработав недолго как «коворкинг», как «кафе с книгами» и как книжный магазин, мы все же собрались и разработали стратегию бренда со всеми необходимыми составляющими «по книжке», которую мы реализуем, с небольшими корректировками, по сей день. Так мы, наконец-то, стали библиотекой.
И что теперь?
Теперь у нас есть бренд 🙂 И даже если человек «не доехал» пока до нашего продукта, то с брендом он тем или иным способом уже взаимодействовал. Теперь мы занимаемся продуктом и все силы концентрируем на том, чтобы дать нашей аудитории новые необходимые сервисы. Например, кто не доехал, может и не ехать — теперь у нас есть доставка и возможность смотреть наши мероприятия дома в записи.
Какие форматы продвижения проекта используете? #начиталашоу, «Сказки на ночь» и «Литфакультатив», кобрендинг-ивенты — что из этого, и помимо, дает результат?
Мы практически не используем платное продвижение, просто стараемся делать качественный и красивый контент. Наши пользователи помогают и работают лучше любой формы рекламы.
Наши регулярные источники контента это, например, мероприятия — «Сказки на ночь» и «Литфакультатив». «Сказки на ночь» — это чтения художественных книг в ролях, за бокалом мартини. Читают профессиональные актеры. Проекту уже второй год, мы проводим его 2-3 раза в месяц по пятницам, и он, кажется, уже живет собственной жизнью. Поначалу приходилось очень активно продвигать, рассказывать про формат, приводить гостей. Сейчас достаточно анонса на странице, люди любят и ждут новую пятницу, мы собираем полные залы и, бывает, закрываем регистрацию за неделю до чтений.
Еще мы любим Instagram: там у нас две площадки. Есть страница Ботана @be.botan с манящими фотокарточками библиотеки и новых книг и страничка книжного сомелье @glavread. Я там пишу о книгах, которые #начитала, читаю или планирую прочесть. Обычно мои рецензии обращают внимание на книги, и их у нас берут чаще. И это хорошо, потому что я отбираю книги, которые буду читать, и на одну прочитанную попадает 4-5 забракованных.
Еще у нас есть хештег #начитала, который тоже перерос наши ожидания. Сначала так назывались мои заметки о прочитанных книгах за месяц. А сейчас я веду программу #начиталашоу, которая выходит в Facebook и книжный клуб #начиталабранч, где мы собираемся поговорить о книгах с интересными гостями.
Какие еще форматы промо планируете запускать?
Нам нравится создавать истории и рассказывать их. Это приносит результат, пусть не быстрый, но мы видим себя свинкой Наф-Нафом, поэтому строим из камня.
Мы верим сами и хотели бы посоветовать коллегам предпринимателям, — не делайте плохо. Лучше не делайте вообще. Писать в Facebook или постить в Instagram может кто угодно, а день за днем создавать уникальный контент для бренда — далеко не каждый. Создал страницу, нанял SMM-менеджера, взял картинок из Google — это бессмысленная потеря вашего времени, а что еще хуже — времени ваших пользователей. Не надо так. Лучше не делайте вообще. Можно делать плохую рекламу в метро и все равно получать какую-то часть аудитории в качестве клиента, но плохой SMM нельзя делать никогда, в интернете могут и спросить.
Какие каналы коммуникации приносят больше всего известности?
Соцсети и публикации в СМИ.
Есть ли западный аналог вашего проекта? На кого ориентировались в процессе создания библиотеки?
Нет, аналогов мы не нашли, хотя долго искали. На западе нет потребности в подобных форматах — ведь там бесплатные муниципальные библиотеки такого уровня, до которого нам еще читать и читать. Когда мы делали bOtaN, то ориентировались на свои мечты и потребности. Просто представили, как должна выглядеть библиотека в идеальном мире, и постарались сделать ее. Может быть, из-за того, что у нас нет аналогов, мы столько экспериментировали, пробовали, меняли условия. И делаем это до сих пор☺
bOtaN — первая частная библиотека в Киеве. Есть ли в планах географическая экспансия и диджитализация самого продукта?
Диджитализация произошла уже, мы наконец-то запустили bOtaN Club. Это сообщество для активно читающих людей, работающее по клубной системе. Теперь весь наш книжный фонд (ну, почти весь, мы еще в процессе переноса) находится на сайте, книгу можно выбрать и заказать аренду с доставкой домой. Еще мы начали записывать на видео наши мероприятия и собираем этот контент в нашем блоге с доступом участникам клуба. В клубную подписку также входят некоторые наши мероприятия — для клуба они бесплатны.
Что касается географии, то мы надеемся дожить до момента, когда bOtaN будет доступен не только киевлянам.
Маркетинг check-list: что нужно знать стартаперу о продвижении своего проекта и чего категорически нельзя делать?
Нужно:
Хорошо делать работу. Лучший критерий плохо/хорошо — это чувство вашей персональной гордости за проект.
Просите совета у старших. У кого получилось и особенно — у кого не получилось. На этапе старта любого бизнеса самая полезная информация находится у людей, которые проходили ваш путь.
Результат не зависит от бюджета. Но совсем без бюджета на маркетинг не получится.
Читайте книги.
Категорически нельзя:
Злоупотреблять аутсорсом.
Постить некрасивые фотографии.
Не обращать внимания на обратную связь.
Врать аудитории, надеясь на лояльность.