Как потерять $82 миллиона. Учимся у Руперта Мердока
«В цифровую эпоху закрытие газет стало рутиной, -пишет CNNMoney, — Но, кажется, даже издания, изначально приспособленные к миру гаджетов, тоже не могут выжить».
В понедельник News Corp. Руперта Мердока объявила о закрытии The Daily — газетоподобного СМИ, созданного два года назад специально для планшетника — в виде
По крайней мере, 100 журналистов два года получали зарплату
Чтобы оценить значение события, надо вспомнить атмосферу, в которой The Daily запускалась. Это был конец 2010 (официальный старт — февраль 2011).
Однако уже к октябрю—ноябрю объем скачиваний одного номера Wired упал до 25–30 тысяч, то есть в 3–4 раза, в то время как
Но Руперт Мердок уже работал над тем, чтобы запустить полноценное и самостоятельное (а не наследующее «печатке»)
Вообще, отрасль должна быть благодарна «дедушке Мердоку». Есть так называемые FON (Future of Media) евангелисты, как Клэй Ширки или Джэй Джарвис. Есть очень сильные адвокаты старой школы журнализма, как Дин Старкман. Есть острая дискуссия между ними (подборку полезных ссылок по теме можно посмотреть здесь). Но только Руперт Мердок проверяет теории практикой, причем в индустриальных масштабах. И платит за это своими деньгами — тоже в индустриальных масштабах.
Правда, его подвижничество можно оценивать и
Сам Мердок назвал The Daily «a bold experiment in digital publishing». Этот смелый эксперимент обошелся ему в 82 миллиона долларов. Правда, некоторые наблюдатели считают, что это был не эксперимент, а полномасштабное
Закрытая платформа в открытой экосистеме
В условиях сжатия отрасли скептиком быть, конечно, выгоднее. Но дело не только в выгоде, а и в том, что скептические прогнозы раз за разом подтверждаются.
В чем же главный просчет News Corp? Nieman MediaLab опросила своих
1. It»s the platform
2. It»s the content
3. It»s the structure
4. It»s the business model
Дело, действительно, в платформе. Она создает иллюзию закрытого носителя. Казалось бы, PayWall, мечты о котором бередят исстрадавшуюся душу Руперта Мердока, в сочетании с закрытой платформой (или Walled Garden — на языке программистов) вполне способен дать PayWalled Garden. Но если закрытое приложение, отгороженное от остальной экосистемы, сводит на нет основное преимущество самой экосистемы — возможность «шэрить», делиться информацией, мнениями, ссылками. Ведь именно вирусность шэринга обеспечивает вовлечение людей, да и вообще лежит в основе распространения интернета и всего, что в интернете. Отказ от открытости убивает потенциал распространения. И никакое качество контента этой потери не компенсирует.
С одной стороны, медиа должны зазывать читателя хорошим контентом (потому что только хороший контент привлекает читателя); а с другой стороны, они должны собирать с этих же читателей деньги за этот же хороший контент (потому что хороший контент стоит денег). То есть издатели хотят от новых медиа
Это логическая ловушка. И никакие ухищрения в маркетинге, никакие украшения продукта или канала тут не помогут. Потому что сделать для рыб вкусную приманку — задача посильная. Но нельзя заставить рыб платить за то, чем ты их приманиваешь; парадокс кроется на уровне постановки задачи. Sharing и Selling с одним и тем же продуктом одновременно — невозможны, как ни изгаляйся.
Противоречие между необходимостью «шэрить» свои статьи для привлечения читателей и острым желанием их же (статьи) продавать ставит старые медиа в тупик. Но как же бумажные СМИ с этим справлялись раньше? Ведь они, действительно, обводили потребителя вокруг пальца, не просто продавая один и тот же продукт дважды (читателю и рекламодателю), но еще и используя этот же продукт в целях продвижения.
При вдумчивом ответе на этот вопрос выясняется, что потребительская стоимость старых вещательных медиа формировалась вовсе не качеством информации в них, а ее нехваткой вокруг. Сама по себе информация ничего не стоит, какими бы ни были тяжкими труды журналистов по ее добыче (вообще, затраты производителя — хорошенький аргумент).
В бумажном мире скорость обмена информацией поддерживала ее дефицит и ее стоимость. Повернется ли у
Вообще то, у некоторых поворачивается. Некоторые считают, что есть некая специальная информация, которая может быть в дефиците, и поэтому должна быть платной. Но, учитывая все те же скорости обмена: почему спрос на ту или иную информацию должен насыщаться обязательно за деньги читателей? Да нет, теперь всегда найдется кто то, кто восполнит дефицит и заполнит нишу «за так» — для привлечения людей, а не денег. Больше того, сонмы разных
Публикуюсь — значит существую
Новая среда угрожает не газетам, а самой журналистике. Как некогда магнитные полюса Земли, перевернулись полюса в медиа: теперь
Мэтью Инграм из GigaOM, комментируя все то же закрытие The Daily и подкалывая многочисленных комментаторов, пишет: «Если бы каждый, кто прокомментировал закрытие мердоковской The Daily в блоге или Твиттере, оплатил бы ее подписку, она была бы еще жива…». Этой подколкой Мэтью ненароком отлично проиллюстрировал главную угрозу для журналистики. Читатель не хочет подписываться. Читатель хочет писать. А старые СМИ
Теперь, когда человек может сам сообщать, публикация стала для него способом социализации, способом удостоверить собственное существование. Публикуюсь — значит существую. Вот что такое медиа теперь. Это вовсе не втюхивание очень важных сообщений о проблемах
Люди будут платить не за получение чужой информации, а за удобство распространения собственной. Люди уже платят за право быть медиа — покупая компьютеры, оплачивая интернет, покупая улучшенные аккаунты в соцсетях. Платят не только деньгами, но и самым ценным — участием: они вкладывают в свое
Как быть со старой журналистикой? Ответа три. Вещательная модель нужна корпорациям, филантропам, правительству — они и будут платить; и там будут хорошие профессиональные и даже, со временем (
И третий ответ: старая журналистика накопила арсенал приемов и инструментов, которые будут с благодарностью (вообще то, равнодушно) приняты новой средой. Журналисты могут начинать подрабатывать репетиторством.
Андрей Мирошниченко