Как покупают и что делают украинцы в интернете во время войны
25 Сен 2023, 17:00

Как покупают и что делают украинцы в интернете во время войны

Многочисленные исследования доказывают, что война оказала большое влияние на потребительское поведение украинских граждан. Особенно заметным это влияние было в прошлом году, в начале полномасштабной войны, тогда как сейчас уже можно говорить об определенных устоявшихся обновленных моделях, которые люди практикуют в своей повседневной жизни в интеракции с интернетом.

Перед началом войны в 2021 году исследовательская компания Gradus Research проводила обширное исследование Digi-нация, в котором исследователи смотрели, как люди пользуются интернетом и по каким сегментам их можно сгруппировать. И в сентябре 2023 года Gradus Research повторили это исследование на выборке около 1900 респондентов, чтобы посмотреть на эти показатели в динамике.

Как выглядит сейчас пользование интернетом в Украине?

93% опрошенных граждан пользуются интернетом дома, 52% на работе, и 42% в транспорте. То есть интернет сопровождает людей везде. И война еще больше стимулировала активное использование интернета, которое наблюдается во всех возрастных группах. Одна из причин — люди получают критически важную информацию о безопасности именно из сети. Старшие возрастные группы тоже адаптировались в интернете и чувствуют себя там достаточно уверенно.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Проводят в Интернете более 4 часов в день 72% респондентов. Конечно же, среди пожилых людей эта продолжительность потребления интернета меньше, а среди младших возрастов — больше. Однако в целом это высокий показатель, который вырос еще во время ковида. COVID был своего рода подготовительным этапом к жизни во время войны, ведь без этих навыков сетевого общения и отдаленной работы было бы гораздо труднее.

С каких устройств пользуются Интернетом? Примечательно, что смартфон далеко впереди всех других гаджетов — 95% опрошенных пользуются именно этим устройством. В то время как стационарный компьютер отходит на задний план — его используют 23% респондентов, и это в большей степени люди в возрасте 45-54 лет.

Какую значимость видят люди в Интернете?

Для 91% опрошенных жителей Украины Интернет является социальной нормой, ведь все вокруг пользуются Интернетом. 77% респондентов ответили, что без интернета они потеряли бы контакт со многими друзьями и знакомыми. То есть он является мощным источником коммуникации, и для 64% без доступа в интернет работа невозможна.

При этом только 23% опрошенных граждан доверяют информации из интернета, и это в основном люди в возрасте 35-60 лет. В то время как 68% учитывают источник.

Ключевые сегменты украинской диджитал-аудитории

В довоенном 2021 году украинская аудитория пользователей интернета раскладывалась на шесть основных сегментов, каждый из которых имел определенную характеристику поведения. Как их сменила война? Несколько снизилась группа умеренных пользователей интернета, несколько подросла группа непривлеченных и существенно снизилась группа прагматиков. И это тот кластер, который объединял в себе профессионалов, и здесь мы видим наибольшее влияние миграции из Украины, потому что эта группа уменьшилась физически. В то время как удельный вес групп Сплетники и Искатели развлечений увеличился.

С точки зрения показателей интенсивности использования и размера сегмента наиболее активными пользователями интернета сейчас являются Продвинутые и Сплетники. Взвешенные пользователи интернета — это Прагматики и Соискатели Развлечений. И сегмент умеренного использования интернета — Умеренные и Непривлеченные.

Как разворачиваются покупки в интернете?

87% считают, что покупать товары или услуги онлайн легко. И легкость является основным драйвером этой категории.

26% опрошенных предпочитают покупки в интернете, 29% — предпочитают покупки офлайн. Все остальные не нуждаются определяться так жестко в своих преференциях и используют оба ресурса.

Мы помним, насколько период кризиса сильно продвинул категорию покупок онлайн, стимулировал его. И сейчас мы видим, что война стимулировала ее еще больше. Результаты исследований демонстрируют существенный рост категории покупателей в интернете, и это уже устоявшаяся позиция четверти экономически активного населения Украины.
Евгения Близнюк
социолог, основатель и директор Gradus Research

Расскажите друзьям про новость