Разносторонне изучив теорию поколения, я неоднократно убедилась, что все люди действуют, опираясь на багаж собственных ценностей. Поэтому всегда важно задавать вопрос не «Что покупают?», а «Почему покупают?». Понимание того, почему они так делают — это уникальные данные для дальнейшей трансформации бизнеса в современных реалиях.
В этом материале я предлагаю сравнить реакции и действия представителей двух поколений в процессе нескольких этапов карантина.
Этап 1. НАЧАЛО
Миллениалы (Y)
Ключевая ценность, которая двигала миллениалами с самого начала карантина — это осознанность.
Именно миллениалы первыми остались дома и стали активно призывать к осознанности и проявлению ответственности.
Именно они первые без пререканий закрыли двери своих бизнесов и собственным примером призывали остальных остановить любую деятельность, дабы не усугубить ситуацию. С пониманием отнеслись они лишь к работе компаний, которые производят и продают вещи первой необходимости.
Представители поколения Y критиковали тех, кто продолжал работать без карантинных мер и активно поддерживали тех, кто быстро адаптировался и предложил рынку новые форматы бесконтактного потребления и онлайн-услуг.
Интересно, что на этом этапе миллениалы продемонстрировали невероятный максимализм, а даже, выражая всяческую рекламную поддержку новым услугам, типа доставки ресторанной еды, сами поначалу вообще не пользовались этими же услугами.
Для большинства игреков остановка означала полное прекращение любого потребления. На первом этапе карантина миллениалы действительно остались взаперти и закрывали лишь самые базовые потребности.
Поколение Х
В кризисных ситуациях у поколения Х чаще всего всплывает наружу их ключевая ценность — социальная польза. Это поколение пережило уже не один кризис и как никто понимает, что в непредсказуемых ситуациях глобально не поможет никто, кроме тебя самого.
Позиция иксов всегда такова: проще начать действовать самостоятельно, чем ожидать мистическую помощь извне.
Не будем забывать, что ответственность за других стала отличительной чертой этого поколения, ведь на работе они «нянчат» миллениалов, дома — игреков, а на дачах — своих родителей беби-бумеров. Этому поколению не привыкать в принятии важных решений за других. Что они и сделали с самого начала карантина. Иксы не остановили сразу и в одночасье всю свою деятельность, они, наоборот, делали все, чтобы подольше продержать на рельсах и адаптировать бизнес к новому формату. Иксы не закрылись по домам, а активизировали мощную социальную поддержку: различные фонды помощи врачам, больницам, старикам и одиноким матерям.
Поколение Х с самого начала карантина реализовывало свою отличительную ценность — социальную пользу, что до сих пор приносит реальные положительные плоды огромному количеству людей.
Стоит отметить, что миллениалы также активно поддерживают и всячески «шерят» крутые социальные инициативы, но очень кратковременно без особого акцента на то, какие именно компании их инициировали. Поколение Х на собственном опыте прекрасно знает, что сложные времена демонстрируют, кто есть кто, поэтому по окончании карантина могут расставаться с партнерами и отказываться от лояльности к прежним брендам. Сама модель и количество потребления для исков практически не поменялись с началом карантина.
Этап 2. ЖИЗНЬ В КАРАНТИНЕ
Как только начало спадать чувство тревоги и страха, люди стали погружаться в жизнь на карантине, и наружу всплыли совершенно новые ценности.
Миллениалы на втором этапе
В этот период наступил звездный час одной из отличительных ценностей игреков — самоопределение.
Кто я? Что это все значит для меня? А для планеты? Почему этот вирус появился? Возможно, для меня это время переосмыслить свою жизнь? Абсолютно естественные и ежедневные вопросы для игреков на карантине. Самокопание — это то, во что миллениалы погрузились с головой в свободное от работы и стресса время.
Как раз с этим и связан огромный спрос на всяческие образовательные курсы не только на профессиональную тематику, но и по вопросам личностного роста, внутренней энергии, самоопределения и т.д. Многие игреки задумались или даже успели запустить собственные новые проекты, ведь многие потеряли бизнес, работу и просто остались ни с чем.
В этот период особо активизировалось взаимодействие миллениалов с блогерами, ведь блогеры — это яркие трансляторы ценностей, с которыми игреки периодически «сверяются». Инфлюенсеры также показали пример самопознания, чем завоевали очень много эфирного времени миллениалов, и именно в этот период игреки созрели на минимальные покупки. Как раз рекомендации блогеров в это время стали лучшим стимулом продаж. Но и сами миллениалы признали, что благодаря блогерам открыли для себя и приобрели много новых полезных продуктов или услуг.
Поколение Х на втором этапе
В этот период для иксов практически ничего не изменилось. Они не умерили свое потребление, поскольку уже давно научились жить с финансовой подушкой и быть готовыми к кризису. Стоит отметить, что потребление иксов в принципе в любое время и так очень взвешенное и разумное, поэтому у них и не возникло кардинальной необходимости в урезании затрат.
Из нового они попробовали онлайн-шопинг, но вряд ли вернутся к таким закупкам по окончании карантина. Для иксов существует очень много факторов, влияющих на решение о покупке, что возможно лишь при физическом контакте с товарами.
Этап 3. ВЫХОД ИЗ КАРАНТИНА
Этот этап — актуальная реальность, а значит изложение по большей части основано на прогнозировании и уже существующих исследованиях вопроса.
Миллениалы
Миллениалы официально открыли celebrating life.
Это совершенно нормальное психологическое явление, которое происходит с людьми после длительного периода в угнетенном состоянии. Как только миллениалы увидели свет в конце тоннеля, они начали «праздновать жизнь». Это показатель таких важных ценностей для миллениалов, как счастье и свобода. Теперь они будут смаковать жизнь, перекрывая все то, чего лишились: путешествий, проектов, праздников, встреч.
Сейчас игреки намерены вернуться в жизнь с яркими красками, и захотят поблагодарить себя за выдержку всех лишений. Уверенно можно ожидать большой рост потребления (без попыток экономии) в ресторанной сфере, в услугах, связанных с развлечениями, эмоциями и творчеством. Конечно же, прогнозируется рост продаж одежды и декора. Игреки купят все, чем можно себя наградить.
На данном этапе очень интересно проявилась яркая ценность миллениалов — свобода. Игреки первыми ушли на карантин, и первыми же требуют выхода из него. Но когда нам официально начали предоставлять то самое право на свободу в виде открытия салонов красоты, летних террас ресторанов и парков, большинство миллениалов этим правом не воспользовались. Им нравится бороться за собственную свободу, но рисковать своей ценной жизнью они все еще не желают.
Поколение Х
Выход из карантина для иксов сопровождается их ключевой и отличительной ценностью — ответственностью.
Они абсолютно трезво понимают, что вирус не исчез в одночасье, а угроза второй волны эпидемии — это даже не угроза, а вполне реальный прогноз. На этом этапе поколение Х не видит особых поводов для празднования, оно, наоборот, осваивает жизнь в новой измененной реальности.
Сейчас иксы сосредоточены на том, чтобы изменить формат своей работы, привычные ранее алгоритмы, бытовой уклад, коммуникацию детей с социумом. При этом они стремятся получить полномочия у государства, чтобы самостоятельно нести ответственность за организацию работы в своих компаниях. Только с таким подходом возможно удержать на плаву многие отрасли.
Что касается потребления, его формат для иксов глобально не изменится. Если они лишились отдыха заграницей, то, вероятней всего, не спустят всю выделенную сумму на походы в рестораны. Типичным для иксов будет реализовать этот или меньший бюджет на внутренний безопасный туризм в виде изолированного отдыха в своей стране.
Резюме. Все говорят, о том, что мир никогда не будет прежним, он навсегда изменится. Это факт. Как и то, что ранее прогнозированные тренды и явления остались прежними, просто начали входить в нашу реальность намного быстрее прогнозов. Поэтому, чтобы идти в ногу со временем нужно ежеквартально анализировать тренды и их изменения, а также постоянно изучать ключевые ценности своих покупателей.
Кавер: Unsplash
Гифки: Giphy