Как изменились потребительские настроения/привычки украинцев в период карантина
14 Май 2020, 10:06

Как изменились потребительские настроения/привычки украинцев в период карантина

Международная исследовательская компания 4Service Group изучила настроения украинцев в период карантина, с целью выявить масштаб влияния изменений в жизни граждан. В ходе опроса украинцы рассказали о своих чувствах, действиях, опасениях, поделились мыслями о сложившихся обстоятельствах и ожиданиями в обозримом будущем.

Результаты исследования прокомментировала Ольга Красина, HR Business Partner 4Service Group, психолог, автор и ведущая тренинга по ментальному здоровью.

В исследовании приняли участие 1203 респондента со всех регионов Украины в возрасте от 16 до 70 лет. Подавляющее большинство украинцев (73,2%) ощущают, что коронавирус и карантинные меры влекут за собой серьезные экономические последствия, и считают ситуацию кризисной.

Чего же больше всего мы боимся?

Для 86% опрошенных жизнь изменилась кардинально после введения карантина.

Украинцы больше боятся остаться без денег и финансово пострадать от кризиса (18%), чем быть инфицированным лично, или опасаются возможности заражения близких и родных (16%), согласно результатам опроса.

39% опрошенных предпочитают «переждать» это время и уменьшить расходы, ищут дополнительные источники дохода (30%). Запасаются продуктами питания и другими товарами первой необходимости (27%).

25% украинцев считают власть основным виновником трудностей в сложившейся ситуации, и ожидают от правительства, в первую очередь, финансовой помощи и усиления карантинных мер.

Изменились ли потребительские настроения/привычки украинцев?

По мнению Сергея Пашковского, директора 4Service Group по Южной и Восточной Европе/Центральной Азии, население пребывает в страхе неопределенности, и ситуация, в которой мы находимся, влечет за собой значительное снижение потребления. Если ранее люди тратили деньги не задумываясь, ощущая уверенность в завтрашнем дне, то в ситуации неопределенности настоящего, не то, что будущего, задаются вопросом, стоит ли тратить деньги, как раньше. И если тратить, — на что? Потребители становятся более осознанны, совершая покупки различных категорий товаров и услуг, и избирательны относительно брендов.

Согласно исследованию, всего 11% респондентов будут совершать дополнительные покупки, нехарактерные им до карантина, следующих категорий товаров: лекарства, техника и электроника, бытовая химия, одежда/обувь.

Продукты питания

Объем онлайн-покупок продуктов значительно вырос, но, согласно исследованию, большинство украинцев все еще осуществляют покупки в магазинах самостоятельно, аргументируя свой выбор привычкой и возможностью лишний раз прогуляться. Однако, массовый выход супермаркетов и продуктовых магазинов в формат e-commerce, по оценкам международных экспертов (данные McKinsey), простимулирует значительные изменения потребительского поведения и повлечет изменения на рынке труда.

На момент введения карантина 22% населения планировали пользоваться услугами доставки продуктов питания, средств гигиены и бытовой химии чаще, чем раньше, и эта цифра растет.

Эмоциональное состояние и поведение украинцев

В общей сумме 41% населения настроены нейтрально или положительно, из них 25% чувствуют безразличие и спокойствие, а 17,3% – оптимизм, интерес и даже энтузиазм. Эти респонденты видят возможности даже в сложных и опасных ситуациях. Тревожность чувствует 31%, и, согласно исследованию, это преобладающая эмоция. Из них 62% женщины. Тревожность – сигнал нашего тела о возможной опасности, одна из реакций стресса, когда нет четкого понимания происходящего, и опасность абстрактна. Женщины более эмоциональны в своем восприятии, и поэтому более подвержены тревоге, в отличие от мужчин, у которых преобладает рациональное восприятие.

Как чувствуют и ведут себя украинцы и что с этим делать бизнесу

Анализ данных исследования выделяет 4 ярко выраженных сегмента населения в условиях карантина и кризиса. По моделям потребления и поведения:

Раздраженные (42%)

КТО — преимущественно мужчины.

ОСНОВНАЯ ЭМОЦИЯ — раздражение. Карантин, как средство от пандемии, вызывает сильные негативные реакции.

Данный сегмент считает сложившуюся ситуацию гиперболизированной ввиду всеобщей паники. Наибольшее раздражение вызывают ограничения, связанные с изоляцией, которая перечеркнула все планы. Раздражение – основная реакция на невозможность все контролировать. «Добытчики» оказались в ситуации, на которую они повлиять не могут. 

Заботливые (32%)

КТО – в основном семейные украинцы.

ОСНОВНАЯ ЭМОЦИЯ – тревога за свои семьи и детей.

К карантинным мерам относятся положительно, считают проявлением заботы о населении со стороны правительства. Испытывают определенный психологический дискомфорт из-за карантинного режима, но осознают его пользу. Выбирают безопасную модель поведения: оптимизируют расходы, делают запасы продуктов питания и товаров первой необходимости.

Материально уязвимые и Рациональные оптимисты – разделили 3 и 4 место в рейтинге, каждый по 13%.

Материально уязвимые

КТО — молодые люди (25 — 34 лет), финансово самостоятельные, на старте своей карьеры. ОСНОВНАЯ ЭМОЦИЯ – тревога о финансовой безопасности.

Более всего обеспокоены финансами и хватит ли их до окончания карантина. Это те люди, которые наиболее пострадали от карантинных мер. Уровень их доходов до карантина не позволил обеспечить себя финансовой «подушкой безопасности», плюс испытывают переживания о дальнейших перспективах самореализации. Предпочитают «отсидеться» и переждать. Инертны относительно постижения новых знаний и профессиональных навыков. Сокращают траты. Планируют бездельничать и смотреть фильмы.

Рациональные оптимисты

КТО – преимущественно женская аудитория в возрасте 16-24 лет.

ОСНОВНАЯ ЭМОЦИЯ – осознанность и положительный настрой.

Осознают серьезность ситуации, при этом, оптимистично настроены и уверены, что все будет хорошо. На карантине не теряют время зря – используют его, как возможность решить проблемы и дела, которые давно откладывали, а также для развития и обучения.

Данная сегментация отображает основные ментальные и поведенческие проявления населения нашей страны — может использоваться как отправная точка для адаптации рынка товаров и услуг к потребностям потребителей. Понимая скрытые мотивы и возможные реакции людей бизнесу проще достучаться до потребителя и пробудить его потребительский аппетит.

Что происходит на рынке труда?

Работодателям пришлось мгновенно реагировать на изменения, возникшие в связи с карантинными мерами.

Работодатель, который заботится о своих сотрудниках, по мнению украинцев, это работодатель, который заботится о:

  • вопросах здоровья (обеспечение средств индивидуальной защиты, контроль состояния здоровья на рабочем месте и т.д.);
  • условиях работы (возможность удаленного режима работы, организация трансфера, сохранение рабочего места и т.д.);
  • коммуникациях (психологическая поддержка со стороны работодателя, информирование работников о текущем состоянии дел и т.д.).

Карантин запустил внеплановую трансформацию рынка труда. По прогнозам, устанавливать правила игры при приёме на работу опять будет работодатель. Еще недавно миллениалы пытались переломить ситуацию и диктовать свои условия, и им практически это удалось, но кризис вернул «все как было».

Украинцы пережили не один кризис, принимая условия игры и адаптируясь к обстоятельствам.  Еще рано говорить о масштабах перемен, вызванных пандемией коронавируса, но уже очевидно, что и бизнес, и каждый отдельный житель испытывают эмоциональные, ментальные, социальные, бытовые, материальные ограничения и трансформации. А их исследование дает возможность не лавировать наугад, а скорректировать вектор движения и подстроиться под изменившуюся реальность «посткарантинного» будущего без существенных потерь, а то и с новыми возможностями. Кто владеет информацией – владеет миром.

Расскажите друзьям про новость