Как изменились потребительские настроения/привычки украинцев в период карантина
14 Май 2020, 10:06

Как изменились потребительские настроения/привычки украинцев в период карантина

Международная исследовательская компания 4Service Group изучила настроения украинцев в период карантина, с целью выявить масштаб влияния изменений в жизни граждан. В ходе опроса украинцы рассказали о своих чувствах, действиях, опасениях, поделились мыслями о сложившихся обстоятельствах и ожиданиями в обозримом будущем.

Результаты исследования прокомментировала Ольга Красина, HR Business Partner 4Service Group, психолог, автор и ведущая тренинга по ментальному здоровью.

В исследовании приняли участие 1203 респондента со всех регионов Украины в возрасте от 16 до 70 лет. Подавляющее большинство украинцев (73,2%) ощущают, что коронавирус и карантинные меры влекут за собой серьезные экономические последствия, и считают ситуацию кризисной.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Чего же больше всего мы боимся?

Для 86% опрошенных жизнь изменилась кардинально после введения карантина.

Украинцы больше боятся остаться без денег и финансово пострадать от кризиса (18%), чем быть инфицированным лично, или опасаются возможности заражения близких и родных (16%), согласно результатам опроса.

39% опрошенных предпочитают «переждать» это время и уменьшить расходы, ищут дополнительные источники дохода (30%). Запасаются продуктами питания и другими товарами первой необходимости (27%).

25% украинцев считают власть основным виновником трудностей в сложившейся ситуации, и ожидают от правительства, в первую очередь, финансовой помощи и усиления карантинных мер.

Изменились ли потребительские настроения/привычки украинцев?

По мнению Сергея Пашковского, директора 4Service Group по Южной и Восточной Европе/Центральной Азии, население пребывает в страхе неопределенности, и ситуация, в которой мы находимся, влечет за собой значительное снижение потребления. Если ранее люди тратили деньги не задумываясь, ощущая уверенность в завтрашнем дне, то в ситуации неопределенности настоящего, не то, что будущего, задаются вопросом, стоит ли тратить деньги, как раньше. И если тратить, — на что? Потребители становятся более осознанны, совершая покупки различных категорий товаров и услуг, и избирательны относительно брендов.

Согласно исследованию, всего 11% респондентов будут совершать дополнительные покупки, нехарактерные им до карантина, следующих категорий товаров: лекарства, техника и электроника, бытовая химия, одежда/обувь.

Продукты питания

Объем онлайн-покупок продуктов значительно вырос, но, согласно исследованию, большинство украинцев все еще осуществляют покупки в магазинах самостоятельно, аргументируя свой выбор привычкой и возможностью лишний раз прогуляться. Однако, массовый выход супермаркетов и продуктовых магазинов в формат e-commerce, по оценкам международных экспертов (данные McKinsey), простимулирует значительные изменения потребительского поведения и повлечет изменения на рынке труда.

На момент введения карантина 22% населения планировали пользоваться услугами доставки продуктов питания, средств гигиены и бытовой химии чаще, чем раньше, и эта цифра растет.

Эмоциональное состояние и поведение украинцев

В общей сумме 41% населения настроены нейтрально или положительно, из них 25% чувствуют безразличие и спокойствие, а 17,3% – оптимизм, интерес и даже энтузиазм. Эти респонденты видят возможности даже в сложных и опасных ситуациях. Тревожность чувствует 31%, и, согласно исследованию, это преобладающая эмоция. Из них 62% женщины. Тревожность – сигнал нашего тела о возможной опасности, одна из реакций стресса, когда нет четкого понимания происходящего, и опасность абстрактна. Женщины более эмоциональны в своем восприятии, и поэтому более подвержены тревоге, в отличие от мужчин, у которых преобладает рациональное восприятие.

Как чувствуют и ведут себя украинцы и что с этим делать бизнесу

Анализ данных исследования выделяет 4 ярко выраженных сегмента населения в условиях карантина и кризиса. По моделям потребления и поведения:

Раздраженные (42%)

КТО — преимущественно мужчины.

ОСНОВНАЯ ЭМОЦИЯ — раздражение. Карантин, как средство от пандемии, вызывает сильные негативные реакции.

Данный сегмент считает сложившуюся ситуацию гиперболизированной ввиду всеобщей паники. Наибольшее раздражение вызывают ограничения, связанные с изоляцией, которая перечеркнула все планы. Раздражение – основная реакция на невозможность все контролировать. «Добытчики» оказались в ситуации, на которую они повлиять не могут. 

Заботливые (32%)

КТО – в основном семейные украинцы.

ОСНОВНАЯ ЭМОЦИЯ – тревога за свои семьи и детей.

К карантинным мерам относятся положительно, считают проявлением заботы о населении со стороны правительства. Испытывают определенный психологический дискомфорт из-за карантинного режима, но осознают его пользу. Выбирают безопасную модель поведения: оптимизируют расходы, делают запасы продуктов питания и товаров первой необходимости.

Материально уязвимые и Рациональные оптимисты – разделили 3 и 4 место в рейтинге, каждый по 13%.

Материально уязвимые

КТО — молодые люди (25 — 34 лет), финансово самостоятельные, на старте своей карьеры. ОСНОВНАЯ ЭМОЦИЯ – тревога о финансовой безопасности.

Более всего обеспокоены финансами и хватит ли их до окончания карантина. Это те люди, которые наиболее пострадали от карантинных мер. Уровень их доходов до карантина не позволил обеспечить себя финансовой «подушкой безопасности», плюс испытывают переживания о дальнейших перспективах самореализации. Предпочитают «отсидеться» и переждать. Инертны относительно постижения новых знаний и профессиональных навыков. Сокращают траты. Планируют бездельничать и смотреть фильмы.

Рациональные оптимисты

КТО – преимущественно женская аудитория в возрасте 16-24 лет.

ОСНОВНАЯ ЭМОЦИЯ – осознанность и положительный настрой.

Осознают серьезность ситуации, при этом, оптимистично настроены и уверены, что все будет хорошо. На карантине не теряют время зря – используют его, как возможность решить проблемы и дела, которые давно откладывали, а также для развития и обучения.

Данная сегментация отображает основные ментальные и поведенческие проявления населения нашей страны — может использоваться как отправная точка для адаптации рынка товаров и услуг к потребностям потребителей. Понимая скрытые мотивы и возможные реакции людей бизнесу проще достучаться до потребителя и пробудить его потребительский аппетит.

Что происходит на рынке труда?

Работодателям пришлось мгновенно реагировать на изменения, возникшие в связи с карантинными мерами.

Работодатель, который заботится о своих сотрудниках, по мнению украинцев, это работодатель, который заботится о:

  • вопросах здоровья (обеспечение средств индивидуальной защиты, контроль состояния здоровья на рабочем месте и т.д.);
  • условиях работы (возможность удаленного режима работы, организация трансфера, сохранение рабочего места и т.д.);
  • коммуникациях (психологическая поддержка со стороны работодателя, информирование работников о текущем состоянии дел и т.д.).

Карантин запустил внеплановую трансформацию рынка труда. По прогнозам, устанавливать правила игры при приёме на работу опять будет работодатель. Еще недавно миллениалы пытались переломить ситуацию и диктовать свои условия, и им практически это удалось, но кризис вернул «все как было».

Украинцы пережили не один кризис, принимая условия игры и адаптируясь к обстоятельствам.  Еще рано говорить о масштабах перемен, вызванных пандемией коронавируса, но уже очевидно, что и бизнес, и каждый отдельный житель испытывают эмоциональные, ментальные, социальные, бытовые, материальные ограничения и трансформации. А их исследование дает возможность не лавировать наугад, а скорректировать вектор движения и подстроиться под изменившуюся реальность «посткарантинного» будущего без существенных потерь, а то и с новыми возможностями. Кто владеет информацией – владеет миром.

Расскажите друзьям про новость