Я часто думаю о том, что должен существовать специальный типографский знак для улыбки — какой-то изогнутый, горизонтально расположенная скобка.
Владимир Набоков (из интервью The New York Times, 1960-ые)
Вы можете отказаться от эмодзи в неформальной переписке? Команда Depositphotos не может, но у нас есть аргумент в пользу такой позиции.
Сегодня эмодзи официально приравниваются к печатным символам и представлены в стандарте Unicode. Эмодзи являются самым быстроразвивающимся алфавитом в истории человечества.
Первые эмодзи в том виде, в котором мы их знаем, появились в 1997 году в Японии. В то время эти миниатюры создавались для экономии места на экране, а также времени пользователя и трафика.
Сегодня же не существует операционной системы, которая их не поддерживает.
17 июля — Всемирный день эмодзи, который основали их фанаты после того, как Apple выпустила свою версию эмодзи календаря, на котором всегда было 17 июля. В эту знаменательную дату мы и хотим рассказать вам, как эмодзи изменили нашу культуру общения.
Охота за первыми японскими эмодзи
Пять лет назад эмодзи в виде лица со слезами радости назвали «словом года», а сами эмодзи были признаны фактором, который существенно повлиял на массовую культуру XXI века. С чего же все это началось? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в Японию начала 2000-х годов.
Вы заметили, что в стандартном наборе эмодзи много загадочных и неевропейских символов? Например, кланяющийся бизнесмен, контурный белый цветок, данго или онигири. Все эти символы являются данью уважения японцам за их вклад в развитие эмодзи.
Вопреки распространенному мнению, слово «эмодзи» не имеет ничего общего с английским словом “emotion”. Оно происходит от японских слов, которые на русском языке означают «изображение» и «символ».
Авторство первых эмодзи уже практически невозможно установить. Самая популярная версия связана с японским дизайнером интерфейса Сигэтака Курита. В 1998 году он создал набор эмодзи для японской мобильной веб-платформы i-mode. Вдохновением Куриты стали пиктограммы из прогнозов погоды, китайских иероглифы и дорожные знаков. Работы дизайнера сегодня являются частью коллекции MoMA (Нью-Йорк).
Чтобы создать набор из почти 200 смайликов, Курита совершал многочасовые прогулки по городу и наблюдал за повседневной активностью окружающих. Да, именно так выглядели исследования пользователей на заре развития высокоскоростного мобильного интернета.
А вот согласно версии Emojipedia, сет из 90 смайликов для интерфейса J-Phone (японский мобильный телефон) был выпущен в 1997 году.
К сожалению, эти телефоны были вскоре сняты с производства. Тем не менее, некоторые из эмодзи, которые содержала их виртуальная клавиатура, называют классикой современного языка эмодзи.
Но кто бы ни был автором первых смайликов, к 2000 году все мобильные телефоны, производимые в Японии, поддерживали эмодзи. Это позволяло их пользователям обмениваться картинками 12×12 пикселей, заменяя ими слова.
Почему эмодзи появились в Японии? Дело в том, что Япония имеет богатую традицию графического оформления тексте. Первой формой «живописи» в цифровых сообщениях были kaomoji, изображения, состоящие из печатных символов, таких как точки, тире и запятые. Прототипами для этих импровизированных картин служили выражения лиц героев японской манги.
Эмодзи захватывают мобильный интернет 2010-х
В 2000-х годах, когда эмодзи уже активно использовались в Японии, компании в Европе и США все еще экспериментировали со смещением миниатюрных изображений и текста, предлагая пользователям альтернативные методы самовыражения.
Самый мощный тренд того времени связан с вертикальными смайликами, то есть комбинациями печатных символов, которые напоминали улыбку или другое выражение лица. Самый популярный смайлик — это :-).
Эти символы могли превращаться в картинки на некоторых моделях мобильных устройств (к примеру, Alcatel BC600 или большинство устройств Nokia).
Забавный факт: в 1997 году в Европе и более чем в 100 других странах символы в форме смайлика уже были запатентованы Николасом Луфрани, который владел компанией Smiley. В 2000-х он выпустил каталог «графических эмоций» и назвал его Smiley Dictionary. Основная идея каталога — показать людям, как кодировать эмоции, используя базовые печатные символы.
Владельцы старых мобильных устройств видели простую версию смайликов, а те, чьи телефоны поддерживают новые технологии, видели цветные картинки.
В 2005 году на основе словаря смайлов возникли современные категории смайликов, которые стали частью международных мобильных стандартов в Европе. Они включали эмоции, погоду, природу, еду и многое другое.
К 2010 году скорость мобильного интернета значительно возросла, и люди начали общаться не с помощью SMS, а в приложениях мессенджерах типа WhatsApp, Messenger и WeChat. А в 2009-ом эмодзи наконец-то появились в Unicode, который является мировым стандартом для кодирования текста.
Так появился и календарь emoji, который на устройствах Apple (а также в приложениях iOS) выглядел как календарь с 17 июля.
Как общаться в эпоху эмодзи? О трансформациях культуры общения
Эмодзи это отличный способ общаться с аудиторией. Изображения облегчают чтение и понимание текста, а также экономят время ваших подписчиков, так как большинство из них лучше воспринимаю картинки, чем текст.
Depositphotos уже 11 лет работает с изображениями. Все эти годы мы наблюдали за развитием визуальных коммуникаций, и теперь мы хотим объяснить, какие аспекты визуальной культуры изменились благодаря эмодзи.
#1 Столкновение культур
Совет маркетологам: изучите вашу целевую аудиторию и определите эмодзи, которые допустимо и недопустимо использовать в общении с ней
В 2020 году культура стала более глобальной, чем когда-либо. Причина не только в распространении интернета, но и в популярности эмодзи. В то же время некоторые эмодзи часто становятся предметом культурного недопонимания.
Вы говорите на языке эмодзи? Несмотря на внешнюю доступность этого языка, не все его символы однозначны. Более того, проблема «алфавита» эмодзи заключается в том, что люди разных культур по-разному интерпретируют одни и те же изображения.
Наиболее распространенный пример: улыбающееся лицо, которое в Китае является негативным символом, ангел, который в некоторых европейских странах означает смерть, или «аплодисменты», которые символизируют секс в Китае.
Иными словами, эмодзи не являются по-настоящему мировым языком, и мы должны осторожно использовать их, общаясь с представителями иных культур. Тем не менее, именно эмодзи могут стать культурным мостом и поводом узнать больше о других народах и религиях что-то новое. Современные лингвисты также говорят о формировании так называемых национальных эмодзи-диалектов.
#2 Мир, которым правят изображения
Совет маркетологам: используйте как можно больше эмодзи
Стоковые изображения помогают компаниям экономить на производстве рекламных кампаний. Стоковые векторы делают коммерческие сайты понятными и дружественными по отношению к пользователям. В свою очередь, эмодзи повышают скорость расшифровки информации на уровне микротекста.
Фотография может рассказать историю и заменить страницу текста. Современные эмодзи заменяют слова, понятия и отдельные высказывания. Примеры: описания знаменитых фильмов с помощью эмодзи и статья о современном искусстве от Google Arts&Culture, в которой активно эксплуатируются эмодзи.
Эмодзи значительно повышает вовлеченность пользователей и способны передавать сложные чувства. Недавние исследования показали, что более 57% постов на Facebook со смайликами получают больше лайков, чем публикации без них, а 33% таких постов охотно комментируют читатели.
Вы также можете использовать эмодзи в письмах и диалоговом маркетинге, где очень важно экономить время пользователя. Используйте Emojisaurus, чтобы превратить вашу идею в эмодзи.
#3 Поп-культура, сформированная эмодзи
Совет маркетологам: интегрируйте эмодзи на разных уровнях вашей контент-стратегии (используйте их не только в сообщениях для социальных сетей)
Соотношение трафика, потребляемого мобильными устройствами и традиционными компьютерами, постоянно смещается в пользу первой категории. Это означает, что большая часть контента, который мы увидим в интернете в ближайшее время, будет предназначена для пользователей смартфонов. Иными словами, вскоре эмодзи появятся в статьях, на веб-сайтах и в видеороликах.
Эмодзи также проникают в нашу офлайн-жизнь. В 2016 году мюзикл о них был поставлен в одном из театров Лос-Анджелеса, а год спустя по его мотивам выпустили анимационный фильм The Emoji Movie. Кроме того, один из самых влиятельных музеев современного искусства в мире, MoMA, посвятил выставку развитию культуры эмодзи. Его кураторы назвали первый сет эмодзи произведением искусства.
Эмодзи также популярны в в уличном искусстве. В частности, они есть в работах Banksy, Kyle M. F. Williams, Ron English, Caiozzama, Yung Jake и многих других.
#4 Маркер инклюзивности
Совет маркетологам: следите за обновлениями в наборе эмодзи и используйте разнообразные эмодзи, чтобы выразить ваши идеи
Коллекция эмодзи обновляется почти каждый месяц. Изучение этих обновлений может помочь нам узнать, какие тенденции доминируют в обществе и как оно меняется.
Примеры: эмодзи с салатом (сначала салат включал яйцо, а затем стал вегетарианским) или эмодзи гамбургера и сэндвича (их ингредиенты менялись местами, исчезали и вновь возвращались).
Интересно наблюдать и за тем, как в эмодзи проникают идеи равенства, толерантности и инклюзивности. В 2018 году стандартный набор эмодзи был дополнен женскими версиями всех эмодзи, связанных с профессиями, а также все «человеческие» эмодзи получили вариации с разными цветами кожи.
Позднее набор эмодзи был расширен ЛГБТ-версиями эмодзи семьи и романтических отношений. Сегодня среди эмодзи можно найти различные формы семьи (от традиционной семьи из мужчины, женщины и двух детей разного пола до семьи из двух мужчин и двух дочерей, одного отца и двух сыновей и многие другие).
Еще одним маркером растущей инклюзивности онлайн-среды стали эмодзи с людьми с инвалидностью.
Прочем, эмодзи не только появляются, но и исчезают. Например, изображение с револьвером быстро заменили на эмодзи с водяным пистолетом. Таким образом создатели планировали предотвратить его использование в качестве угроз.
Подобная участь может постигнуть и эмодзи баклажана, который в 2015 был назван «Самым заметным эмодзи», согласно голосованию «Слово года» от Американского общества диалектов. Дело в том, что эмодзи баклажана ассоциировали с мужским половым органом. Исследование показало, что три из десяти человек используют эмодзи баклажана в контексте кулинарии. К счастью, безобидный баклажан все еще с нами!
#5 Исследования рынка с помощью эмодзи
Совет маркетологам: узнавать больше о пользователях, анализируя эмодзи, которые они используют чаще всего
Эмодзи дают пользователям возможность быстрее обмениваться сообщениями и лучше понимать друг друга. Что касается маркетологов, для них эмодзи превратились в материал для исследования целевой аудитории.
Один из эпизодов мультсериала «Южный Парк» посвящен распознаванию цифровых «почерков». Анализ эмодзи, которые часто использовал автор, стал решением проблемы. И почему бы нет? В 2020 году 117 изображений включены в стандартный набор смайликов, и маловероятно, что вы используете весь набор.
Но вернемся к маркетологам. Не каждый из них имеет доступ к частной переписке клиентов, но все они имеют доступ к публикациям их клиентов в открытых источниках. К примеру, в Instagram, Facebook, Twitter и многих других.
Анализ эмодзи, которые чаще всего используют ваши покупатели, помогает собрать информацию об их психотипе, интересах и взглядах.
Кроме того, анализ эмодзи, которые люди используют, отсылаясь к вашему бренду, поможет вам оценить их удовлетворенность продуктами или услугами.
Выводы
Эмодзи сделали наше онлайн-общение удобным. С их помощью мы понимаем друг друга, даже если говорим на разных языках. Мы можем использовать эмодзи, когда у нас нет времени, чтобы написать длинный текст.
К тому же концепция эмодзи идеально вписывается в современный мир с его погоней за скоростью и глобализацией. Так что неудивительно, что эмодзи алфавит, изобретенный в Японии и пропитанный ее графическими традициями, так быстро распространился.
За 20 лет эмодзи удалось изменить не только культуру нашего общения, но и то, как маркетологи работают с аудиторией. Подобно тому, как за прошедшее десятилетие стоковая фотография стала более аутентичной, инклюзивной и многослойной, эмодзи превратились из обобщенных иконок в международные печатные символы, прославляющие разнообразие и инклюзивность.
Мы приветствуем эти изменения и надеемся, что с каждым 17 июля эмодзи будут все полнее раскрывать сущность человека.
Кавер и фото: Depositphotos