Как бороться с click fraud: кейс
11 Июн 2014, 07:00

Как бороться с click fraud: кейс

Куда бежать и что делать в проблемной ситуации, связанной с бичом всей интернет-рекламы — click fraud (кликфрод)?

Как бороться с click fraud: кейс

Куда бежать и что делать в проблемной ситуации, связанной с бичом всей интернет-рекламы – click fraud (кликфрод)?

 

Казалось бы, времена остервенелого кликфрода уже давно прошли, механизмы выявления мошеннических кликов эволюционировали, да и шанс попасть в такую проблему попросту равен нулю. Ан нет, кликфрод жив и столкнуться с ним можно в любой момент.

В начале 2014 года специалисты отдела веб-аналитики Registratura.ru обнаружили существенное расхождение между статистикой кликов по рекламным кампаниям во «ВКонтакте» и статистикой по переходам в Google Analytics. В отдельных случаях расхождение достигало более 40%, что абсолютно неприемлемо, а также никак не подпадает под стандартные причины расхождения:

1)      Установленные плагины, блокирующие счетчики отслеживания

2)      Разница между понятиями клика и перехода (кликнуть — не значит перейти на сайт)

3)      Возможные единичные технические неполадки и др. 

Расхождение в пределах 5% допустимо, может в отдельных случаях быть и чуть больше, но расхождение в 40+% — явный сигнал к тому, чтобы углубиться в изучение проблемы.

Куда смотреть и что с этим делать?

Алгоритм действий, по которому мы сработали (а также альтернативы, по которым можно сработать):

  • Проверка правильности установки счетчика отслеживания. Инструменты:
    • исходный код сайта — в любом браузере жмем правую кнопку и "просмотреть исходный код";
    • расширение Tag Assistant для Google Chrome — позволяет в один клик проверить наличие на странице счетчиков Google (analytics, tag manager, remarketing), а также дать рекомендации и отметить ошибки в установке счетчиков;
    • отчет "В режиме реального времени" в Google Analytics — не нужно просматривать код, не нужно ничего устанавливать, метод прекрасно подходит людям, далеким от технических вопросов, для первичной проверки в случае возникновения проблем.
  • Проверить, не было ли проблем с доступностью сервера. Инструменты:
    • как ни странно — хостинг-компания. Всегда можно спросить у нее, «лежал» ли ваш сайт / сервер;
    • отчеты Google Analytics — можно посмотреть, не было ли в какие-либо дни резких спадов трафика, и проверить эти дни в разрезе времени суток. Можно воспользоваться отчетом "Скорость загрузки сайта" и многими другими, а также при наличии правильно настроенных оповещений — проверить, не было ли аномалий в отчетном периоде;
    • логи и отчеты о работе сервера — потребует некоторых специальных знаний (их может заменить первый метод, т.е. обращение в службу поддержки хостинга);
    • настроенный мониторинг доступности сайта в «Яндекс Метрике».
  • Определить дату возникновения проблемы и сравнить проблемный период с тем, когда проблем не было (очень легко выполняется с помощью Google Analytics).
  • Проверить, не делались ли какие-либо изменения в рекламных кампаниях, и проверить сами рекламные кампании, UTM-метки (с этого пункта можно и начинать диагностику), работают ли "размеченные" ссылки.
  • Проверить, не производились ли на сайте какие-либо изменения. Например: изменились настройки файла .htaccess или какие-либо серверные настройки и ссылки с UTM-метками перестали работать, такое действительно случается.
  • Проверить, нет ли потерянного трафика в других категориях (переходы или прямой). Опять же, при неверных настройках трафик может потеряться в "дебрях" Google Analytics, т.е. по факту засчитаться, но находиться "под другим источником".
  • Проверить, не увеличилось ли резко в проблемный период количество "отказных" посещений, посещений с продолжительностью 0-1 сек., желательно сравнить с иными источниками трафика (на этот момент мы были уже почти уверены в факте кликфрода).
  • Наконец, сравнить данные Google Analytics с другими счетчиками (в нашем случае — «Яндекс.Метрика»).

Проведя все описанные действия и не найдя ошибок у себя, мы решили обратиться за помощью к нашему менеджеру во «ВКонтакте». 

Первичный запрос не был детален, т.к. мы еще до конца не удостоверились в нашей 100% непричастности и, как следствие, в скором времени мы получили вполне стандартный и предполагаемый ответ в стиле "проверка не выявила фактов мошеннических кликов, ищите проблемы на своей стороне".

В течение следующих дней наши специалисты подняли всю возможную статистику, задокументировали все показатели, составили отчет со всеми нужными скриншотами кабинета «ВКонтакте», Google Analytics и «Метрики» — словом, сделали все, чтобы доказать факт наличия проблемы на стороне «ВКонтакте».

 

Смелость и настойчивость города берет, и на третий раз наше обращение было воспринято со всей серьезностью и перенаправлено в "ночной дозор" «ВКонтакте» для детальной проверки. Следующие пару месяцев нам пришлось ждать, периодически напоминая о нашем существовании и спрашивая о том, как обстоят дела, с неизменным ответом: "Ждите".

В конечно итоге мы получили «письмо счастья», говорившее о том, что мы действительно были правы и потери будут возмещены. Благодаря совместным профессиональным действиям мы смогли установить источники проблемы и остались довольны нашим сотрудничеством. А также, надеюсь, своим случаем мы помогли «ВКонтакте» установить нарушителей и избавить нас всех от их мошеннических действий.

 

Эдгард Гомес, ведущий специалист отдела веб-аналитики интернет-агентства Registratura.ru

Расскажите друзьям про новость