«Яндекс» нашелся в Эстонии
У крупнейшего российского поисковика "Яндекс" появился клон: в Эстонии зарегистрирован yandex.ee. В "Яндексе" утверждают, что будут добиваться закрытия портала. У поисковика есть опыт борьбы с захватчиками доменов: в 2002 году "Яндекс" отстоял право на домен yandex.com.
По данным эстонского регистратора сайтов, домен зарегистрирован на некоего Михаила Вильченко.
Руководитель пресс-службы "Яндекса" Михаил Ушаков сообщил, что компания не имеет отношения к ресурсу yandex.ee. "Наши юристы сейчас изучают этот вопрос, в частности правила регистрации в доменной зоне .ee. Это обычный киберсквоттер, и для решения подобных вопросов есть стандартные процедуры",- говорит господин Ушаков. Он напоминает, что в 2008 году "Яндекс" закрыл сайт-клон на том же домене yandex.ee. "Тогда ресурс был зарегистрирован на гражданина России. А по правилам регистрации в зоне .ee, нерезиденты не могут заводить в ней домены. Мы сообщили об этом эстонскому регистратору, и сайт закрыли",- рассказал Михаил Ушаков. Он отмечает, что у "Яндекса" есть права на международный товарный знак, то есть права на него охраняются и в Эстонии.
Семь лет назад "Яндексу" пришлось отвоевывать доменное имя yandex.com, которое принадлежало известной в то время киберсквоттерской компании "АрбитражСудПраво". Центр арбитража и разрешения споров ВОИС (WIPO Arbitration and Mediation Center), в который обратился "Яндекс", принял решение о передаче доменного имени yandex.com компании "Яндекс". Это был первый известный случай решения ВОИС по передаче домена в зоне .com российской компании. Аналогичное решение Центр арбитража и разрешения споров ВОИС принял и в отношении доменного имени kommersant.com, которое вернули издательскому дому "Коммерсантъ". Этот домен принадлежал ИД с 1996 по 2000 годы, однако в силу технических проблем своевременно продлить срок регистрации имени не удалось. В результате в 2001 году домен был перехвачен американским киберсквоттером, который потребовал за него $5 тыс.
Некоторые компании в итоге выкупали домены. В частности, Росбанк в 2000 году купил у той же "АрбитражСудПраво" адрес rosbank.ru. Тогда в банке решили, что оспаривание права на это доменное имя в суде бесперспективно, и просто заплатили отступные. По данным Ъ, за домен было заплачено "около $20 тыс.", начинался торг с $50 тыс.
Как правило, основная цель таких сайтов — получение денег с владельца оригинального бренда, для которого может быть дешевле заплатить несколько тысяч долларов владельцу домена, чем решать вопросы в судах, считает аналитик УК "Финам Менеджмент" Анна Зайцева. По ее мнению, какие-то другие способы монетизации использовать сложно. "Как правило, затраты на создание подобных сайтов очень невелики: речь может идти только о регистрации домена, хостинге и временных затратах создателя ресурса. Можно уложиться в $100",- приводит пример госпожа Зайцева.