11 Авг 2010, 08:35

Издатели увлеклись качеством контента в ущерб качеству бизнес-модели

Издатели увлеклись качеством контента в ущерб качеству бизнес-модели

 

Где только не приходится слышать сегодня дискуссии о том, что контент в Интернете должен быть оригинальным и качественным. Думаю, спорить, что «лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным» (именно к такой категории споров относится дискуссия об Интернет-контенте) совершенно бессмысленно. Очевидно, что оригинальный, качественный контент всемирной паутине нужен. Только вот что с ним делать? Как на нем зарабатывать, учитывая повальное воровство Интернет-изданий друг у друга, засилье копипейста и отсутствие внятного законодательства об авторских правах?

 

Пока ответы на эти — на самом деле самые важные — вопросы не найдены, некоторые бизнесмены предлагают собственные, порой крайне любопытные решения. Не следует ли издателям поучиться у них бизнес-хватке?

 

Несколько месяцев назад появились первые слухи о том, что крупный, но не особо известный в издательских кругах Интернет-стартап Demand Media нанял Goldman Sachs для организации IPO. Цена вопроса — сотни миллионов долларов. Обратите внимание, что речь идет не о сырьевой компании или высокотехнологичном бизнесе, а об издательском доме, который был создан всего-то в 2006 году! 

 

Пузырь? Как бы не так! За свою недолгую историю Demand Media заработал многие миллионы долларов чистой прибыли! Как именно? Элементарно. Специальный алгоритм анализирует самые частотные поисковые запросы и выявляет темы, на которые в Интернете существует большой спрос со стороны читателей и рекламодателей.

 

После этого редактор Demand Media формирует задание для одного из фрилансеров (надо заметить, не слишком хорошо оплачиваемого). Тот быстренько стряпает текст, который отвечает на вопрос пользователя и одновременно позволяет показать контекстные объявления с максимально возможной оплатой за клик.

 

Как правило, небольшой (максимум 10-15 абзацев) текст фрилансер пишет в форме «полезных советов». Вопрос, на который отвечает статья, обычно очень конкретен. Например, это может быть материал на тему Как помыть машину? или — более серьезная проблема — Как развестись в Калифорнии? Очевидно, что такие инструкции высоко встанут в любой поисковой выдаче, в результате чего будут просто ломиться от контекстной рекламы.

 

Такая незатейливая бизнес-модель (важно потратить на производство контента меньше, чем получишь с показов контекстной рекламы) генерирует огромные обороты. По числу уникальных посетителей сайты, принадлежащие Demand Media, входят в двадцатку самых популярных американских Интернет-ресурсов. Для этого Demand Media создает как минимум 120 тысяч материалов в месяц. А ролики, выложенные Demand на собственном канале YouTube  (естественно, в них тоже показывается реклама) в день просматривают как минимум миллион раз. По оценкам журнала Wired, владельцы Demand тратят на производство контента как минимум в три раза меньше, чем крупные игроки медиарынка. При этом они совершенно четко знают, как заработать не то что на каждом тексте — на каждом слове! Компания неотступно следует собственным декларациям: максимально оперативно реагировать на потребности людей и предлагать только ту информацию, которая им действительно необходима.

Есть ли будущее у такого бизнеса? Не сомневаюсь, что да. Конечно, заниматься им, вероятно, не так почетно или романтично, как добывать эксклюзив, мотаясь по горячим точкам или сутками выслеживая звезд где-нибудь возле ресторана или частного острова. Мы упорно пишем про серьезную политику, экономику и глобальные катастрофы, хотя на самом деле людям, если верить статистике, нужно совершенно другое. Взгляните, к примеру, на Ruметрике, что ищут юзеры. Сравните частоту запросов «Путин» и «любовь». Где больше? Да ладно, задайте Яндексу какой-нибудь глупый вопрос, скажем, «Как стать миллионером, и станет понятно, какие колоссальные бизнес-возможности есть у модели Demand Media.

 

Конечно, просто взять ее и перенести на Интернет-СМИ невозможно, однако не сомневаюсь, что издателям есть чему поучиться. По крайней мере тому, как делать в Интернете прибыльный бизнес — совершенно точно.

 

Александр Московкин, директор по развитию Право.ru

Расскажите друзьям про новость

Новое видео