Из рекорд-лейбла Ивана Дорна в Дом культуры: самобытный опыт Masterskaya
07 Май 2019, 11:00

Из рекорд-лейбла Ивана Дорна в Дом культуры: самобытный опыт Masterskaya

Дмитрий Терешков, креативный директор Masterskaya, о том, как выстроена работа лейбла, и равных отношениях с исполнителем

Дмитрий Терешков, креативный директор Masterskaya, поделился с MMR своей историей о том, как попал в Masterskaya и чем ему в этом помог предыдущий профессиональный опыт, рассказал, как выстроена работа лейбла, почему публичность Ивана Дорна больше не первостепенна в работе Masterskaya, как выстраиваются отношения с артистами и почему KPI здесь не играет большой роли.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

В 2016 Иван Дорн основал рекорд-лейбл Masterskaya. Как быстро вы вовлеклись в данный бизнес?

Я пришел в Masterskaya  в октябре 2018 года в качестве PR-директора, а позже взял на себя функцию креативного директора. Моя задача — концептуализация Masterskaya и контроль соблюдения всех процессов в соответствии с ценностями, заложенными в концепцию. На данном этапе развития проекта идеологический аспект играет важную роль, потому что мы стремительно расширяемся — помимо лейбла появляется физическое пространство, разные культурные и просветительские проекты, ведется более глубокая работа с артистами. Все это превращается в то, что мы называем Домом культуры Masterskaya. 

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Помимо вашего большого опыта в журналистике, вы были ведущим и музыкальным редактором на радиостанциях, а также создателем первой цифровой радиостанции в Украине «Пюре»? Пригодился ли данный экспириенс в работе в лейбла?

Любой опыт усиливает — как
личностно, так и профессионально. В профессиональном плане я всегда вращался в
культурной сфере: когда был ведущим на музыкальных радиостанциях, автором общественно-политических программ на Радио Вести и главным редактором lifestyle-издания. А радио «Пюре»  первый опыт создания собственного
большого проекта, который впоследствии отжил свое и превратился в издание о
культуре «АМЕБА». Были периоды, когда я занимался, казалось бы, совершенно другими проектами, но даже тогда активно писал публицистические материалы о
культуре и социуме, п
оэтому, так или иначе, моя деятельность всегда была связана
с тем, чем я занимаюсь сегодня.  

Как выстроена работа лейбла? Какой штат?

На первый взгляд, Masterskaya ничем не отличается от классических лейблов, знакомых нам еще с середины ХХ века, где есть A&R директор — человек, который напрямую взаимодействует с артистами, занимается их поиском. Есть разного рода менеджмент лейбла: PR-, маркетинг-, букинг- отделы. При этом, если присмотреться, можно увидеть существенное отличие Masterskaya от привычных мейджоров — ламповость, человечность, исключительно индивидуальный подход в работе с артистами.

Артист может не издаваться на лейбле, но являться «нашим» по духу, единомышленником, другом. Мы можем поддержать его советом, инициировать коллабу с другими творчески активными ребятами, организовать концерт и привлечь к нашим культурным и социальным проектам. Сейчас готовимся к открытию на Печерске Дома культуры Masterskaya . Это ускорит и усилит развитие комьюнити, которое, конечно, не только про музыку, но про культуру в целом. 

Как исполнители узнают о вас? Публичность Ивана Дорна играет основную роль?

Имя Ивана Дорна играло важную роль в начале пути, когда лейбл только зарождался. Это в большой степени помогло Masterskaya стать влиятельной культурной и бизнес-единицей на рынке. Но за два года проект заметно вырос, накопил единомышленников и объединил профессионалов из разных сфер, он самостоятельно и уверенно шагает. Masterskaya руководит Григорий Фатьянов — ведущий специалист в сферах лейбл-менеджмента, паблишинга и дистрибуции.

СМИ традиционно падки на большие, популярные имена, и многие все еще отождествляют Masterskaya с Дорном. При этом, наши новые друзья уже отталкиваются от реальных результатов деятельности, судят по нашим достижениям и понимают, что Masterskaya — не офис махрового продюсера, жаждущего лепить очередную звезду. 

Без Дорна Masterskaya была бы невозможна, но важно понимать, что его роль в проекте сводится к тому, чтобы собрать в одном месте и зажечь собственным примером творчески активных, самодостаточных людей, а вовсе не усесться в мягкое кресло и конструировать мир с позиции гуру. Когда Ивану приписывают классическое продюсирование, где взрослый дядька с детворой хоровод водит, это выглядит смешно. Представить себе Дорна, который почему-то занялся созданием ансамблей, вместо того, чтобы продолжаться как большой артист, лично мне сложно.  

Если присмотреться, можно увидеть существенное отличие Masterskaya от привычных мейджоров — ламповость, человечность, исключительно индивидуальный подход в работе с артистами.

Дмитрий Терешков
Креативный директор Masterskaya

Как понимаете, в какие проекты нужно инвестировать? Есть ли конкретные показатели или это просто профессиональное чутье?

Мы не отбираем проекты раз и навсегда, а выстраиваем отношения с артистами и партнерами в динамике. Если перед нами оказывается уверенный в себе и самодостаточный, пусть даже странный и нелепый, на первый взгляд, субъект, это всегда привлекает внимание, подкупает. С необычными всегда приятней работать —  такое взаимодействие предполагает новизну в результате и взаимное духовное обогащение.

Понимание уместности той или иной коллабы, сделки, партнерства — также дело вкуса. Это то, что обусловлено интеллектом. Потому что профессиональное чутье возникает в процессе профессиональной деятельности, а вкус — он либо есть, либо его нет. Мы в Masterskaya балансируем в этом смысле.  

А самая ценная инвестиция, которую мы можем себе позволить, — это искренность, непосредственность, в чем-то наивность. Можно сказать, своеобразной детскостью мы и выделяемся в музыкальной индустрии.  

Вы сказали, что находитесь в равных отношениях с исполнителем. Как строится ваше сотрудничество? По каким критериям отбираете заявки исполнителей? Как отказываете?

В старом мире, построенном на необходимости создания телевизионных образов, был уместен формат отношений, напоминающий отношения отца и ребенка. В новом цифровом и транспарентном мире такой расклад не работает. Современный потребитель больше не хочет крутые образы, он хочет крутого человека, настоящего Другого. 

В этом и заключается сложность нашей работы, потому что начинающие артисты по инерции хотят усыновиться, ищут опекуна. Соответственно, ключевая задача лейбла не в том, чтобы за определенное время отслушать и отсеять определенное количество демок, а в том, чтобы обнаружить неординарную и сильную личность, которая стоит за музыкальным материалом. 

Происходит это, как я уже сказал, в динамике. Этот путь мы условно делим на три этапа, которые отражены в трех категориях: A, B, C. Однажды соприкоснувшись с нами в формате издания, в дальнейшем артист может перейти из категории С в категорию B, это выльется в работу на уровне продакшна, букинга. Духовно глубокие, близкие отношения, в которых мы с артистом становимся попутчиком, перемещают артиста в категорию А. Так, например, произошло с группой Yuko. 

Masterskaya — не офис махрового продюсера, жаждущего лепить очередную звезду.

Дмитрий Терешков
Креативный директор Masterskaya

Как отказываете?

А как отказывают друг другу два взрослых человека, если их отношения перестают быть взаимно творческими? Если говорить о первом контакте, когда мы послушали музыкальный материал и нам «не зашло», обязательно даем рекомендации, дружеский совет каждому. Но это нельзя назвать отказом. Часто после того, как артист выслушал наше мнение на свой счет, мы вдохновляем его, и через время он возвращается к нам совсем другим. 

Подписываете ли договор с артистом?

Подписываем десятки
договоров, этого требует законодательство. Любая профессиональная деятельность
в правовом государстве подразумевает бумажную волокиту — все эти лицензии,
авторское право, куча всего. Если вы имеете в виду страшный сон артистов, некий
ужасный продюсерский договор, то нет, намерений поработить, чтобы доить, мы не
имеем.

Устанавливаете ли вы KPI для артистов? В чем они измеряются?

Это что-то в духе «будем
жить долго и счастливо и умрем в один день»
 — так не бывает. Как можно для
друга установить KPI и договориться о результатах дружбы через пять-десять лет? Можно, конечно, поиграть в такую игру, но серьезно относиться к такому взгляду
в будущее нельзя. На короткой дистанции условные
KPI существуют, а в длительной перспективе, исходя из вышеупомянутых ценностей Masterskaya,
они невозможны.
Мы упиваемся процессом, суть которого в наслаждении здесь и сейчас.

Своеобразной детскостью мы и выделяемся в музыкальной индустрии.

Дмитрий Терешков
Креативный директор Masterskaya

С какими артистами получилось самое плодотворное сотрудничество?

С группой YUKO. Если
оценивать результат поверхностно, то за два года группа записала два «Лучших
альбома года», по мнению украинских критиков и авторитетных музыкальных изданий,
отметилась в Нацотборе на Евровидение, сейчас готовится к ряду концертов. Это
из очевидного. В остальном же о плодотворности культурных и
просветительских проектов, как я сказал раньше, сложно говорить на коротких
дистанциях.

Какие каналы коммуникаций и форматы промо для артистов оказались самыми эффективными?

Сейчас мы склоняемся к
внутренним каналам, активно развиваем страницы в соцсетях и делаем упор на
собственный оригинальный контент. Недавно создали сервис для нетворкинга
артистов — бот Svodila в Telegram, с помощью которого артисты могут найти себе
музыкального партнера. Начинаем развивать YouTube-канал и разрабатываем
концепцию нескольких интерактивных, музыкальных, просветительских шоу, которые
будут сниматься в Доме культуры. Готовим к запуску свою цифровую радиостанцию,
которая принципиально будет отличаться от тех, что мы знаем.

Что
касается промо артистов — это исключительно индивидуальный подход. Часто в
продвижении того или иного культурного продукта классические схемы и алгоритмы
не то что не работают — они даже вредят. 

Помимо записи треков, лейбл снимает клипы и короткометражки. С каким продакшном сотрудничаете?

Мы развиваем собственный продакшн и ситуативно сотрудничаем с разными крутыми ребятами. Клипы YUKO «Заєнька» и «Vesnianka», TBPOFT «Gone» и Lolita Kox «Че такие кислые?» — дело рук Masterskaya. Совместно с нашими друзьями мы сняли нашумевший «Bitanga» для Alina Pash. 

Скажите, почему стоит выбрать Masterskaya.

Masterskaya — динамично развивающееся профессиональное комьюнити. Masterskaya вписывается в условия быстро меняющегося мира, реагирует на вызовы, которые стоят перед современным артистом, и бесстрашно экспериментирует. Но это вовсе не значит, что можно просто захотеть и выбрать нас. Мы сами достаточно своенравны и избирательны.  

Ключевая задача лейбла не в том, чтобы за определенное время отслушать и отсеять определенное количество демок, а в том, чтобы обнаружить неординарную и сильную личность, которая стоит за музыкальным материалом.

Дмитрий Терешков
Креативный директор Masterskaya

Помимо работы креативным директором, вы являетесь основателем журнала «АМЕБА». Расскажите об этом диджитал-проекте. Кто ЦА, какая периодичность выхода лонгридов, какие темы затрагиваете?

«АМЕБА» — клубное издание о культуре. На «АМЕБУ» пишут близкие мне по духу авторы: журналисты, критики, культурологи, искусствоведы, ученые и даже политики. Им интересно публиковать свои мысли на площадке, которая объединила соответствующую аудиторию, а мне интересно аккумулировать в одном месте незаурядные высказывания о современной культуре, человеке и обществе. У нас нет редакции, нет алгоритма периодичности выхода текстов.

Чего больше в Дмитрии Терешкове – журналистики или креатива?

Журналистика — это профессия, а креативность — свойство ума. Два непересекающихся понятия. В журналистике мое присутствие всегда носило спонтанный характер и, возможно, я еще не раз окажусь там, но мне не хотелось бы называться журналистом —  это слишком узкая характеристика, а в нашем случае еще и нелепый ярлык. Что же касается креативности, тут можно судить лишь по результатам.  

Расскажите друзьям про новость