Factum Group Ukraine совместно с ВРК в рамках ежегодного опроса для Effie Awards опросили маркетинг-директоров ведущих рекламодателей Украины и узнали, какие изменения произошли за последний год. Подавляющее большинство компаний (90%) заявляет об изменениях в сфере медийной рекламы за 2016 год. Другие формы активности (маркетинговые сервисы, директ-маркетинг, связи с общественностью), хоть и в меньшей степени, также претерпевают изменения (71%). В меньшей мере изменения затронули в 2016 году маркетинговые исследования, проводимые компаниями. Результаты исследования показывают стремительное смещение в сторону digital. Это позволяет говорить о переходе компаний на более дешевый и эффективный канал коммуникации с потребителем — онлайн-рекламу. При этом, по оценкам ведущих рекламодателей, в их компаниях сокращается доля ТВ-рекламы. В 2015 году об увеличении частоты контакта по ТВ заявлял каждый третий эксперт, а в 2014 году — каждый четвертый. В немедийной коммуникации наибольший акцент делался на PR — 56% заявили об увеличении количества проектов в этом направлении. Также 44% рекламодателей отметили увеличение количества исследовательских проектов, по сравнению с 2015 годом.
Основным фактором, влияющим на происходящие в данных областях изменения, маркетинг-директора считают, в первую очередь, снижение покупательской способности населения, который дополняет фактор девальвации национальной валюты.
Главными изменениями в управлении маркетингом в 2016 году маркетинг-директора считают активное развитие digital-направлений, изменения в медийной рекламе, что связано с поиском наиболее эффективных и рациональных методов. Влияние на управление маркетингом оказала также нехватка специалистов и повышение уровня требований к ним. Маркетинг-директора все чаще начинают заявлять о необходимости «идти в ногу со временем» — искать новые каналы коммуникации, совершенствовать бизнес-модели, формы коммуникации, в частности, подчеркивают важность перехода на более персонализированный маркетинг.
Основными вызовами 2017 года участники опроса назвали необходимость фокусироваться на дальнейшем повышении эффективности маркетинговых инструментов и поиске новых каналов коммуникации.