Искусство ставить задачу или Бриф как способ договориться (часть 2)
13 Окт 2015, 06:00

Искусство ставить задачу или Бриф как способ договориться (часть 2)

Креативный директор 4Press Creative Agency Катерина Вершинина о способах брифования, требованиях и критериях оценки брифа

Учиться правильно ставить задачи и правильно брифовать агентству (а иногда и клиентам) приходится постоянно. Нет стандартных ситуаций, нет повторяющих в точности друг друга задач, а значит нет единственно правильного решения. Но есть правила, подсказки, ориентиры, признаки и лайфхаки — все как в настоящем пути и хорошей дорожной карте. Потому, что бриф — это прежде всего способ попасть из точки, А (проблемы, ситуации, где мы сейчас находимся или задачи) в точку В (желаемую позицию, решение или обладание определенным инструментом). 

Катерина Вершинина
Креативный директор, учредитель 4Press Creative Agency

Как будем попадать в точку В — зависит от исполнителя (агентства). Но вот правильно обозначить точку, А и точку В — это и есть два ОСНОВНЫХ условия клиента.

Всегда ли клиенту необходимо самостоятельно формировать бриф? Конечно нет. Опираясь на наш опыт, точно можем сказать, что работать без уточнений и дебрифинга по клиентскому брифу НЕВОЗМОЖНО. Потому, чаще всего начинаем процесс с отправки брифа (анкеты) для заполнения и добрифовываем: дополняем задание по полученному документу/анкете на личной встрече или в переписке.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Работающая закономерность:  чем больше времени потрачено на брифование, формирование задачи и конечной цели, тем проще в пути и качественнее достигнутый результат.  

В самом простом своем виде бриф должен дать агентству как минимум такую информацию: 

1.ОБЩУЮ ВВОДНУЮ по проекту или задаче

2. САМУ ЗАДАЧУ: что необходимо сделать

3.ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. 

После переформирования клиентского брифа во внутренний (в агентский), ОБЩАЯ ВВОДНАЯ будет очень важна для креативного отдела, именно с этой информацией чаще всего работают креаторы. 

ОБЩАЯ ВВОДНАЯ может включать: описание рыночной ситуации, ЦА, описание продукта и бренда, ключевой инсайт, ключевое сообщение, описание конкурентов и пр.

САМА ЗАДАЧА — удел стратегов. Этот раздел снабжает их информацией для работы. ЗАДАЧА может состоять из целей кампании, канала, того, что необходимо сделать и пр. 

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ — над этой частью будут работать ПРОДАКШЕН и клиентский сервис. Именно им придется соблюдать особые условия, сроки и параметры зафиксированные в данном разделе. 

Технические условия: в каком виде подается результат, сроки, бюджет, технические параметры, процесс принятия решения и др.

Подобное разделение не всегда строгое:  лишь вся информация, весь бриф целиком дает полную  картину планируемой работы агентству.

ОЧЕНЬ ВАЖНО не путать БРИФ и ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Самое главное отличие брифа от технического задания: первый не дает самого решения, он лишь устанавливает условия задачи. Составить техническое задание возможно только по результатам заполненного и решенного брифа. Техническое задание может быть юридическим документом, содержащим требования и предписания, оно часто включается в договорные документы.

В общей классификации брифов стоит отдельно рассматривать КРЕАТИВНЫЙ БРИФ (JUMP BRIEF). Ему мы посвятим отдельный материал.

В идеальном виде бриф обязан не только дать ответы на все вопросы, но и качественно замотивировать на выполнение задачи (большая редкость, но и такие бывают).

В предыдущей публикации мы подробно рассмотрели иерархию брифов. Стоит также отметить, что брифы могут различаться и по конечному продукту и по целевой аудитории: предназначаться одному конкретному подрядчику или быть общим тендерным документом. ИЕРАРХИЧНОСТЬ всегда сохраняется, и если ваша задача требует информации более широкой — можно смело обращаться к вышестоящим документам: просить предоставить информацию из брифов вплоть до маркетингового.

КАЧЕСТВО брифа — важный вопрос всегда, но особенно в те моменты, когда агентство работает по готовому документу, полученному от клиента, участвует в тендере или задача очень объемная, бриф формируется долго, а работа может распределяться между несколькими агентствами. 

Как определить/проверить качество брифа? Ответить на вопросы:

— поставленные задачи могут быть решены в рамках коммуникаций?

— все ли функции брифа реализованы?

— соотносятся ли условия брифа с установками более высокого по иерархии брифа?

— есть ли одно ГЛАВНОЕ сообщение в брифе?

— является ли бриф достаточным мотиватором для решения задачи?

— сформированы ли критерии оценки результата?

 

Стоит отдельно поговорить о QUALITY GATES или КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ (конечного результата). Весь бриф состоит из информации, которая формирует данные критерии. Но особая польза в формировании КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ — отсутствие возможности субъективно воспринимать результат: с позиции НРАВИТСЯ- НЕ НРАВИТСЯ, избегать вкусовщины и личных, инсайдерских помех в принятии решения и оценки, разработки большого количества вариантов, среди которых трудно выбирать. QUALITY GATES — инструмент облегчающий решение и выбор, там, где выбирать необходимо: в тендерах, к примеру, он крайне полезен.

Агентства часто сталкиваются с ситуацией, когда результат подвергается оценке нескольких представителей клиента, принимающих решение. Здесь чаще всего и возникают споры и пожелания на уровне «мне нравится/ а мне не очень». Если КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ четко зафиксированы на этапе брифования, все решается просто и эффективно. Ведь самое важное — решение должно РАБОТАТЬ и приносить ожидаемый результат, а значит соответствовать сформулированным КРИТЕРИЯМ ОЦЕНКИ.

Потому идеальный вариант, когда бриф завершается формированием КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ как отдельного раздела. Особым уважением пользуются тендерные брифы, в которых есть данная информация. Работа по такому брифу всегда эффективная, в первую очередь потому, что это хороший ориентир и мотивация для агентства. 

Итак:

Бриф — это просто и очень полезно, если:

Помнить об иерархии и соблюдать ее в брифовании и предоставлении информации

Формировать бриф из ОБЩЕЙ ВВОДНОЙ, ЗАДАЧИ и ТЕХНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

Уметь проверять бриф на КАЧЕСТВО

Завершать бриф КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНКИ

…и небольшой лайфхак: при написании брифа эффективнее пользоваться утверждениями, чем вопросами. К примеру, не «как нам повысить знание?», а «хотим повысить знание на 23 — 28%». Можете проверить 🙂

Расскажите друзьям про новость