Возможно, наше время 2020-2030 когда-то в учебниках будут называть ИИ-революцией? Согласно показательным исследованиям HubSpot (Global AI Survey), большинство, а именно 63% опрошенных пользователей, не осознают, что взаимодействуют с ШИ-технологиями, когда, например, получают персонализированные предложения контента. 90% опрошенных маркетинговых специалистов из 35 стран подтвердили, что используют инструменты ИИ для автоматизации взаимодействия с клиентами.
Дарья Кушнир, эксперт по маркетингу и коммуникациям, ментор личного бренда и бизнес-консультант, поделилась идеями для внедрения продуктов по искусственному интеллекту (ИИ) и мотивацией для ознакомления с ними.
Использование инструментов на базе ИИ является одним из важнейших трендов современности, который на глазах заметно изменяет ландшафт индустрии цифрового маркетинга. Еще в 2016 году с прогнозами о будущем влиянии ИИ согласились более 80% опрошенных маркетологов (опрос Demandbase), и они были правы.
ИИ-автоматизация влияет и на внутренних стейкхолдеров, ведь позволяет освободить квалифицированный ИТ-персонал от рутинных задач.
9 из 10, то есть абсолютное большинство топовых компаний мира теперь используют или планируют внедрить инструменты ИИ. Главная фишка технологий ИИ связана с машинным обучением (МО), которая подчеркивает почти все опрошенные специалисты и руководители сферы маркетинга, — это возможность создавать качественный персонализированный клиентский опыт, которая в перспективе обеспечивает значительный рост показателей вовлечённости и лояльности клиентов. Но, в конце концов, не только ради удовлетворения и приверженности клиентов бизнесы внедряют инновации. ШИ-автоматизация влияет и на внутренних стейкхолдеров, ведь позволяет освободить квалифицированный ИТ-персонал от рутинных задач и распределить рабочее время в пользу более креативных стратегических процессов.
Емкость рынка продуктов с ИИ для маркетинга по одним прогнозам вырастет до 48,8 млрд долларов в 2030 году, по другим более оптимистичным — до 107,5 млрд долларов уже в 2028 году. Темпы роста впечатляющие, ведь в 2017 году этот рынок оценивали всего в 5 млрд долларов. Всего за четыре года использование ИИ выросло на 270%.
Всего за четыре года использование ИИ выросло на 270%.
При этом технология ИИ существует достаточно давно, но только сейчас стала доступна малому бизнесу и всем рядовым пользователям, а потому популярна. Собственно, еще в 1998 году Amazon занимался внедрением алгоритмов ИИ, накапливая опыт и успешные кейсы для последователей. Маркетинговые инструменты для таргетинга рекламы на базе ИИ постепенно внедрялись другими крупными компаниями, лидерами рынков, в которых был доступ к большим массивам исторических данных о поведении потребителей.
Прорыв произошел в 2017 году с представлением модели машинного обучения Трансформер, изменившей механизм обработки входящих запросов для GPT моделей. С тех пор сферы применения алгоритмов ИИ, как и Вселенная, постоянно расширяются.
Однако и сейчас алгоритмы ИИ чаще всего используются в сфере платной рекламы (Paid Ads) и настройки email-рассылок. Мы уже привыкли, что стоит произнести интересное рекламодателям слово возле смартфона, как скоро предмет разговора появится на рекламных баннерах и какое-то время будет «ходить» за вами во всех соцсетях и на всех посещенных платформах и маркетплейсах. В случае если вы задумались над приобретением такого предмета, сопротивляться искушению «заказать его прямо сейчас» бывает, действительно, трудно.
87% из компаний, внедривших ИИ, сделали это для улучшения email-маркетинга. Маркетологи используют инструменты на базе ИИ для повышения эффективности рассылок, а именно для создания персонализированных текстов писем, горячих предложений, тем писем. Некоторые платформы уже предлагают добавлять в письма персональный видеоконтент. Это позволяет значительно улучшить целевые показатели email-кампаний, такие как CTR или открытие писем.
Еще один популярный инструмент для маркетологов — чат-боты на основе ИИ. Можно сказать — это новый уровень персонализированного контент-маркетинга.
Согласно опросу маркетологов, проведенного Statista в феврале 2022 года, 32% и 32% опрошенных отметили, что использовали инструменты ИИ для таргетирования платной рекламы и для персонализации писем, 22% — для создания рекомендаций контента или продукта, 22% — для персонализации тем писем, 18% — для прогнозной аналитики, 16% – для генерации контента в чатботах.
Согласно другому исследованию Statista в январе 2022, 47% опрошенных отметили, что использовали средства ИИ для таргетирования рекламы, 42% — для создания персонализированного контента и акционных предложений в режиме реального времени, 39% — для оптимизации времени отправки писем, 37% — для расчета вероятности конверсии.
Сейчас наиболее перспективны три направления использования инструментов ИИ в сферу цифрового маркетинга:
- Для «умной» сегментации целевой аудитории, учитывающей потребности многих типов клиентов, не ограничиваясь основными. После зачисления клиента в определенную группу система сможет создавать индивидуализированные рекламные кампании, подстраивать страницы сайтов, предлагать наиболее релевантные продукты и услуги, отмечая преимущества, к которым чувствительна определенная группа потенциальных клиентов.
- Для того, чтобы общаться с клиентами максимально удобным и комфортным для них способом, то есть когда правильные сообщения поступают удобными каналами в комфортное время. ИИ анализируют имеющиеся данные о поведении существующих клиентов и прогнозируют наилучшие варианты потенциальных клиентов. Технологии ИИ очень упрощают проведение разнообразных тестирований и A/B тестов рекламных кампаний.
- Для создания персонализированного контента для каждого из многих сегментов целевой аудитории. Компании, имеющие тысячи продуктов и сотни тысяч клиентов, генерируют рекомендации, адаптированные к ожиданиям каждого сегмента с учетом прогнозной конверсии благодаря технологиям ИИ.
Чтобы написать четкий, уникальный, креативный и еще SEO-оптимизированный текст с учетом тона и стиля бренда и запросов целевой аудитории, копирайтеру нужно потратить немало времени, а «натренированный» ИИ предложит варианты текстов за несколько секунд. Поэтому бурное развитие ИИ-приложений для создания контента привлекает больше внимания.
Расскажу и о собственном опыте работы с ИИ. На сегодняшний день я регулярно использую два инструмента: ChatGPT и Midjorney.
К ChatGPT удобно обращаться, когда нужно проанализировать и резюмировать длинный текст; для переводов; вместо того, чтобы долго гуглить, когда нужно в общих чертах понять смысл термина или явления.
Midjorney пользуюсь время от времени, чтобы создавать релевантные картинки для сообщений в соцсетях.
Уже много учебных видео и курсов, как эффективно работать с популярными приложениями на базе ИИ, но я до сих пор не посмотрела ни одного, ведь быстро разобралась самостоятельно. Интуитивный простой интерфейс не требует пояснений, чтобы начать его использовать. Кроме того, уже появилась новая профессия Prompt Engineer. Речь идет о специалистах, взаимодействующих с GPT моделями, глубоко понимающих и исследующих алгоритмы работы нейросети, а следовательно, умеющих формулировать запросы таким образом, чтобы поймать в бездонном океане данных нужную золотую рыбку.
Начинающим рыбакам советую начинать знакомство с ИИ с инструментов, наиболее соответствующих направлению вашей деятельности.
Среди многих инструментов на основе ИИ следует упомянуть наиболее популярные, сгруппированные по направлениям использования. Хотя многие из них совмещают сразу несколько возможностей, например, создания и текстов, и изображений, как Bearly или Jasper. Таким образом, разработчики пытаются удовлетворить основные потребности пользователей. Все инструменты платные, но имеют бесплатный базовый пакет с ограниченным функционалом или тестовый период.
Итак, рекомендую:
- Для работы с текстами: ChatGPT, Notion AI, Jasper, Writesonic, Hypotenuse AI
- Для генерирования изображений: Midjorney, Dreamer, Stockimg АИ, Autodraw, Playground АИ.
- Для создания видеоконтента и сценариев (скриптов): Supercreator АИ, Tavus, Descript, Runway, Visper, Pictory, Fliki, Lumen5, Synthesia.
- Для генерирования аудиофайлов и музыки: Whisper Memos, Soundful, Steno, Melobytes, Aiva, Imaginary Soundscape, Murf AI.
- Для создания презентаций и заметок во время встреч: Slides AI, Docktopus, Otter AI, Fireflies.
- Для исследований и резюмирования: Bearly, Scholarcy.
- Для дизайна: Looka, Galileo AI, Uizard, DeepAI.
- Для повышения производительности (структурирование данных): Nanonets, Hints, Jenni АИ, Graip.AI, Rossum.
- Для маркетинга и аналитики: Windsor, Invoca, Anyword, Cosmose АИ, Reply, Albert, Persado, Pattern89, AdCreative, Adyouneed, Dynamic Yield.
Если любой из этих инструментов вам понравится, но не подойдут условия использования, можно поискать альтернативные продукты под названием, воспользовавшись тем же ChatGPT. На рынке почти каждый день появляются новые предложения от перспективных стартапов.
По-моему, еще рано надеяться, что молоток самостоятельно построит дом по проекту.
С момента выхода ChatGPT 3 до сих пор все вокруг обсуждают, не заменят ли инструменты на базе ИИ живых специалистов уже совсем скоро. По-моему, еще рано надеяться, что молоток самостоятельно построит дом по проекту. Этот комментарий о молотке мне почему-то больше всего запомнился после обсуждения в соцсетях темы распространения ИИ. Молоток — понятное и известное каждому орудию, но он нуждается в сноровке в использовании и в разных руках обеспечит разный результат. Актуальная версия ChatGPT тоже требует грамотного управления и взаимодействия, хотя бы корректной формулировки запросов. Также каждый инструмент на базе ИИ должен быть соответственно настроен. Дальнейшее развитие нейросетей и усложнение алгоритмов и количества учитываемых параметров будут способствовать большей точности и скорости выполнения задач. Вселенная цифрового маркетинга сулит невиданные перспективы.
Кавер: Freepik