24 Ноя 2015, 13:04

Инвестиции во время чумы, или миллион для стартапов

Эксклюзивное интервью Александра Горлова, управляющего партнера CMS Group, о запуске инвестиционного фонда на рекламно-коммуникационном рынке

В эксклюзиве для MMR Александр Горлов признался, что «поднакопил достаточно жирка» для того, чтобы в кризисное время инвестировать в новые бизнесы. 

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Александр, как пришла идея запустить инвестиционный фонд?

Разбираясь с позиционированием и стратегией развития своей группы компаний, мы осознали, что на самом деле всегда занимались инвестированием. В 2006 году я выкупил из ADV креативное агентство ADVENTA Communications, которое вскоре получило новое название – TABASCO. На базе этого агентства стали появляться и другие, и все они по сути были стартапами.  

То есть, вы, по сути, стартаперы, только в рекламной индустрии?

Да, и это стало открытием для нас — осознание, что мы не только запустили множество стартапов, но и сделали это успешно. Примерно половина наших проектов выжила. Скажу больше, те проекты, которые выжили, сполна окупили все инвестиции в стартапы. Мы стали разбираться, откуда брались идеи, и увидели, что как таковой системности в этом процессе не было. Иногда это были наши внутренние решения. Например, мы подумали, что группе не хватает агентства, которое бы занималось размещением рекламы в интернете. Сами нашли профессионалов в этой области и собрали команду. Так родилось стратегическое интернет-агентство MediaHead. 

Был вариант, когда сотрудники говорили: «Я хочу сделать свой бизнес, давайте вместе над этим подумаем». Так мы запустили агентство Media Strategist. Его предложила сделать Настя Михайловская, на тот момент – сотрудница Sigma.

Было такое, что на встречу с нами, как потенциальными инвесторами, приходили люди извне.

Например, TITANIUM Presentations Люка Шенье?

Да, например, Люк Шенье. После этого мы подумали, может быть, нам стоит системно подойти к этому вопросу, ане ситуативно? Мы либо запускаем что-то сами, либо встречаемся с идейными людьми и помогаем им, так почему бы нам не кинуть клич по рынку: «Профессионалы с идеями, приходите к нам, у нас есть опыт запуска компаний! По сравнению с конкурентами, мы, наверное, самые успешные в этом плане». 

Посмотрите на транснациональные рекламные группы, сетевые рекламные агентства – они таким не занимаются. У них уже есть глобальные проекты. Максимум, что они могут — открыть новый офис под текущего клиента. Поэтому мы не видим никакой конкуренции.

Но вы целитесь только в рекламно-коммуникационные вещи?

Да. Это то, в чем мы профессионалы, то – в чем мы разбираемся. В вопросе развития новых бизнесов важно иметь некую синергию, например, по клиентам. Если появляется хорошая идея, сразу видно, кому из текущих клиентов холдинга эту услугу можно предложить.  

Я верю в то, что рекламная сфера – наиболее подвержена инновациям 

Александр Горлов
Управляющий партнер CMS Group

Рекламные сервисы наиболее сильно подвержены кризисам, и вы, вероятно, на каждом кризисе чувствуете, как это бьет по вашему весу. Не было ли желания диверсифицироваться, и если уже инвестировать, то в более устойчивые и менее подверженные турбулентности сферы?

Я верю в то, что рекламная сфера – наиболее подвержена инновациям. Диджитализация и прочие новшества, которые меняют наш мир сейчас, имеют максимальное влияние именно на рекламную отрасль. Меняется поведение людей, и реклама должна быстро реагировать на эти изменения. Именно в рекламе есть место для новых форматов, новых решений, инноваций.

То есть, вы целитесь в диджитальные сферы? Если я приду и скажу, а давайте сторителлинговое агентство откроем, то нет?

Не совсем. Я ожидаю, что большая часть идей будет неминуемо вращаться вокруг цифровой сферы, это логично, вся индустрия переходит на цифровые решения. Но, посмотрите, например, на TITANIUM Presentations — оно вовсе не о цифровых решениях, а об информационных идеях, новом нишевом подходе к решению бизнес-задач клиентов.

Мы хотим инвестировать как в традиционные, так и инновационные проекты. Хотя и ожидаем, что инновационных идей будет больше. 

Миллион долларов в год — откуда взялась именно эта цифра? И возможно ли, что она вся уйдет на один мега-проект, а остальные сдвинутся на следующий год? Либо же вы — это бизнес-инкубатор, дающий фиксированную сумму на три месяца, а потом выставляющий к инвесторам?

Мы посчитали, во сколько нам обходится один стартап. Стартап на примере нашего опыта — это компания, которая первый год не приносит прибыли. Хорошо, если выйдет в ноль. Соответственно, в год эта компания с офисом и минимальным штатом сотрудников обходится в 100-150 тысяч долларов. И мы подумали, что можем спокойно потянуть четыре-пять подобных проектов в течение года. Не параллельно, но поэтапно. 4-5 проектов — вот и миллион в год получается. 

Уже есть готовые идеи? Хоть вы публично еще не выходили, но на сотрудников успели презентовать проект. Расшевелили такие возможности микроклимат внутри?

Или у вас и до этого была предпринимательская культура внутри, и каждый понимал, что если у него есть идея, то он может взять и прийти?

Ваш проект нацелен больше на внешнюю или на внутреннюю аудиторию?

Мы решили, что честнее сначала рассказать о CMS Ventures нашим сотрудникам. Зачем ходить далеко, если идеи есть рядом? Тем более, стартаперов наша рекламная среда рождает более чем достаточно. Зачем нашим сотрудникам искать деньги на стороне, если есть родные работодатели, готовые им помочь? Более того, мы можем предложить гибкий график реализации идеи без отрыва от основного рабочего места. А значит – без финансовых потрясений. Обо всем можно договориться.

Мы решили лончевать инвестиционную компанию рынку чуть позже. 

И да, внутренняя презентация всколыхнула инициативу. Уже есть что обсуждать. 

Сейчас мы открыты ко всем предложениям от профессионалов маркетинговых коммуникаций, желающих стать предпринимателями.

У вас интересная структура собственности — четыре партнера. Тут иногда двоим сложно договориться, а вас четверо. Как вам удалось дорастить количество партнеров до такого числа? 

И как вам удается развивать организацию, не вступая в противоречия? А то у вас ведь один про креатив, другой про цифры, третий про планирование.

Те, кто начинал бизнес, «отцы-основатели» – это я и Ярослав Плошко. Изначально мы были единственными акционерами в TABASCO. Позже к нам присоединился Денис Лазуренко, вместе с которым мы развиваем медийный блок.

Мы распределяем обязанности. У нас нет причин для противоречий, потому что мы не наступаем друг другу на пятки. Денис Лазуренко отвечает за медийные проекты, я – за общее управление, коммерческую и финансовую составляющую, Ярослав занимается развитием бизнеса, поиском новых клиентов и возможностей, а Саша Смирнов отвечает в TABASCO за креатив.

Только в TABASCO?

В других агентствах у нас есть другие партнеры. Существует такой внутренний тренд: тем директорам, которые у нас давно работают и хорошо себя проявляют, мы отдаем долю в кампании.

А это что-то ощутимое по доле? 10 процентов? 20? И как это влияет на мотивацию и работоспособность?

Да, обычно это миноритарный пакет. Влияет, конечно. Логично, что когда человек долго работает на управленческой позиции, и все у него идет хорошо, то рано или поздно он становится нашим партнером. Мы вместе делаем бизнес, мы доверяем ему оперативное управление, мы помогаем ему развивать этот бизнес. Логично, чтобы он имел долю в компании. 

Мы хотим быть серьезным игроком на поле корпоративных инвестиций, выделив для себя нишу маркетинговых коммуникаций. 

Александр Горлов
Управляющий партнер CMS Group

В каком количестве ваших агентств у вас партнерские отношения с руководителями?

Примерно в половине.

Александр, для лонча вашего «инкубатора идей» вы привлекли Гошву, верно? Почему решили аутсорсить эту экспертизу? Ведь формат уже существовал, сайт бы вы себе создали, для промо у вас есть PR-агентство.

Мы решили подойти к этому делу серьезно. Осознав, что мы уже являемся инвесторами, мы также поняли, что у нас не достаточно глубокое понимание технологии такого рода деятельности. Не хотелось сделать ошибки при запуске. Поэтому мы обратились к специалисту в этой области. На тот момент Оксана Гошва как раз создавала агентство DOT_DOT innovation, которое предоставляет бизнесу услуги по инновационному менеджменту. 

Мы хотим быть серьезным игроком на поле корпоративных инвестиций, выделив для себя нишу маркетинговых коммуникаций.

Рынок лежит, денег мало, доллар девольвировал, а вы, как ни в чем ни бывало, собираетесь вкладывать деньги в бизнесы. Как вам это удается? Это у вас такой жирок был накоплен? 

Предпринимательская способность людей высока. Смотрите, сколько молодых людей за последнее время открыли свои кафе или запустили мини-пекарни у себя на кухне. А если честно – мы серьезные предприниматели, и умеем «накапливать жирок», когда наблюдается подъем рынка, а когда рынок падает — мы инвестируем. Это общепринятый здравый смысл бизнеса. 

И еще, я верю в то, что рынок начнет расти.

Александр, почему вы такой неугомонный? У вас и амбиции в ВРК, вы занимаетесь Биржей Социальной Рекламы, теперь вот инвестиции. Отчего не сидится-то на месте? 

Наверное, характер такой. Скажу банальность. В бизнесе — как на велосипеде: либо ты крутишь педали, либо падаешь. Если хочешь быть в тренде, нужно суетиться, иначе все развалится. Я поступаю так, чтобы обеспечить бизнес устойчивостью. 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео