Юлия, вы давно в мобильном маркетинге — занимались им еще до запуска AppStore. Что было — что стало?
Раньше украинского мобильного маркетинга не было вообще, так как украинский AppStore появился далеко не сразу. Да и после появления он был тесно переплетен с российским. Сейчас то, что можно назвать украинским сегментом, как правило, состоит из локальных приложений, связанных географически с каким-то регионом.
Касательно траффика, основная тенденция последних лет — это уход украинских пользователей из российских социальных сетей. Сейчас качественный украинский мобильный трафик проще всего найти именно в Facebook и Instagram, чем в myTarget. Также можно назвать своеобразным трендом уход от Application Search Optimization (ASO) на русском в сторону украинского языка. Но монетизация украинского пользователя пока несравнима с уровнем монетизации европейских приложений.
Тренды диджитал- и мобильного маркетинга, которые наиболее интересны и перспективны для маркетологов?
Глобально я бы отметила следующие тренды (которые также подтверждаются флагманами индустрии):
1. Рост сегмента мобильных платежей. Системы PayPal, Apple Pay, Android Pay, Samsung Pay превращают телефон в надежное средство для проведения платежей.
2. Мобильное видео меняет подход к тому, как создается и распространяется контент. Не секрет, что количество мобильных устройств растет, растет скорость скачивания, меняется отношение Wi-Fi vs мобильные данные, что приводит к изменению каналов донесения информации до потребителя. Почему это важно для маркетолога? Потому что контент и реклама, особенно нацеленная на более молодую аудиторию, уже далеко не так эффективна в традиционных каналах, как в YouTube, Facebook или даже Snapchat.
3. Геолокационный маркетинг (Location-based Marketing) перестает восприниматься как угроза информационной безопасности, пользователи начинают ждать геолокационную привязку как часть мобильного продукта, которым они пользуются.
4. Основные игроки IT-рынка приближаются к созданию нейроинтерфейсов для IoT. Маркетологи предрекали появление IoT, но он еще не стал по-настоящему smart из-за недостаточной связи «машина-человек».
Самая востребованная услуга в мобильном маркетинге и почему?
Первая любимая маркетологами услуга — сервисы, дающие долгосрочный эффект. В данном случае я имею в виду продвижение мобильных приложений. Это сервисы, дающие стратегическое понимание ситуации и полезный долгосрочный эффект. Это изучение конкурентов, аналитика, тестирование на потенциальной аудитории, дизайн интерфейса (UI/UX design) и трафик. Трафик востребован всегда, так как в условиях жесткой конкуренции почти любой продукт испытывает нехватку пользователей: сам по себе AppStore неравномерно распределяет трафик, и 90% трафика получает 2% приложений. Естественно, остальным приходится приобретать его.
Вторая услуга — получение трафика извне AppStore. Тот кто сменит парадигму и перестанет рассматривать AppStore как источник продаж, а начнет его использовать только как инструмент продаж для собственных клиентов — снимет все сливки. Прошло время, когда в продуктовом отделе сегмента Mobile отсутствовал процесс продаж. А вместе с ним и традиционные инструменты маркетинга для поиска и удержания клиентов, создания бренда, формирования комьюнити и так далее. Этап, на котором в product mobile компании нужны были только разработчики, а всё остальное делал AppStore, уже пройден. Теперь, чтобы достичь успеха, необходимо строить продуктовую компанию полного цикла.
Раньше диджитал-маркетинг доверяли только агентствам. Сейчас компании создают у себя команды in-house. В какую сторону пойдет этот тренд? Что в связи с этим происходит с рынком труда?
Да, тренд сейчас идет в сторону «образованного клиента», когда внутренняя команда контактирует с агентствами не для покупки сервисов, а для получения дополнительных идей в своем маркетинг-миксе.
Мы уважаем работу in-house marketing команды. Они, по большей части, наши партнеры, так как мы помогаем им работать с их брендом, их мобильным продуктом. Внутренняя команда может вести проект целиком, но, чтобы охватить все тонкости, им придется создать свое внутреннее агентство 🙂
Относительно рынка труда, я наблюдаю тенденцию перехода в «продукт» из «сервиса» и наоборот. Хорошим экспертам важно побывать на стороне клиента, чтобы быть профи в сервисном направлении. Получив опыт в агентстве, сотрудник привносит во внутреннюю команду компании-бренда свои многочисленные навыки и уникальную экспертизу.
Мы работаем на рынке Украины уже больше 5 лет, но по-прежнему сталкиваемся с проблемой найма «готового» сотрудника, который был бы знаком с мобильным маркетингом, имел опыт продвижения продукта… Наша компания работает по принципу smart people: мы готовы обучать тонкостям мобильного направления, инвестируя в толковых digital-специалистов.
Немного инсайдерских тенденций: скажите, работая с клиентской стороной, вы видите сдвиг доли выделяемых бюджетов в мобайл и социальные медиа?
Да, однозначно вижу. Только вот украинскому рынку еще сложно дается это осознание. Social пока понятнее, с mobile тяжелее. Но я уверена, что это дело времени.
Наши западные клиенты — 85% от общего портфолио — воспринимают бюджеты на mobile наравне с TV. Главное — это предоставление ROI, дальше дело за малым — качественно отработать предложенные и согласованные действия.
Сейчас под social мы подразумеваем кампании, которые уже идут неотъемлемой частью любого маркетинг-микса. У нас отпала необходимость убеждать и показывать примеры, к тому же все понимают отдачу от этого канала. В mobile работает полный цикл — от получения видимости бренда до его социальной составляющей.
Какие новые услуги в вашем секторе рынка «сделают» его в этом году?
Я бы выделила дизайн интерфейса (UI/UX design) — сервис, который является основой любого продукта и от которого зависит 70% его успеха. Также платформа по работе с немотивированным траффиком: качественный релевантный трафик формирует активную базу пользователей любого приложения. Заинтересованные в продукте, лояльные клиенты — главная ценность любой компании и показатель эффективности ее маркетинга.
Кто вдохновляет из украинских или зарубежных визионеров?
Те, кто смотрят вперед настолько, что видят наше развитие через десятки лет — Guy Kawasaki, Ben Horowitz, Elon Musk.
Скриншот рабочего стола мобильного: