«Лучше стили называть эмоциями, а не ярлыками»: интервью с архитектором Славой Балбеком
13 Ноя 2020, 13:43

«Лучше стили называть эмоциями, а не ярлыками»: интервью с архитектором Славой Балбеком

Многое в этом мире создается креативными парами: арт-директор работает в связке с копирайтером, режиссер — с оператором. В случае c real estate сферой это связка архитектор-владельцы бизнеса. Так команда Славы Балбека из Balbek bureau разработала дизайн для трех киевских локаций Coworking Platforma. Мы расспросили Славу о тонкостях работы с коворкингами, мировых трендах и о том, насколько архитектор творческая профессия.

На что обращают внимание заказчики, когда создается бизнес-пространство?

Всё зависит от условий проектирования. Мы как инструмент создания среды должны чётко понять задание: для какого бизнеса, для кого мы это делаем? Даже в рамках одного большого офиса каждый отдел требует свои условия. Универсального решения нет. 

Недавно мы поймали несколько удивительных инсайтов. Например, что не все хотят сидеть возле окон, многие предпочитают темный уголок. Раньше мы всех сажали под окна — там больше дневного света. А когда поняли, что половина людей закрывает или заклеивает какими-то газетками, шторками — для нас это было открытием. 

Не все хотят сидеть в open space. Люди хотят тусоваться тут, а работать не хотят. Все хотят, чтобы у них был не просто ровный, красивый и минималистичный стол, а целая система складирования. В нашей работе много практических моментов, которые идут вразрез с чистотой дизайна и формой, поэтому функционал в работе с офисами — дело первоочередной важности. И в зависимости от того, какая компания работает в пространстве, — это прямо влияет на общий внешний вид.

Чем отличается коворкинг от офисов?

Коворкинг — это универсальная в рамках бизнес-модели программа. Потому что каждый год меняются мировые тренды и тренды коворкингов в том числе. Согласно мировой статистике, в 2020 году оптимальной плотностью посадки считается 6,7 м² на одного человека в целом срезе. Но это оптимально с точки зрения «гость», а не с точки зрения «бизнес». Есть бизнес-модель, которая говорит: «Нам нужно 5 квадратных метров, и сидите себе как хотите». И есть формат команд, которые это принимают. 

В следующие несколько лет прогнозируется пик коворкингов, так как многие компании отказываются от больших офисов. Им достаточно организовать работу небольшой команды в комнате на 4-8 человек. На удивление, логику больших пространств корпоративные компании переносят в плоскость коворкинга. Это тоже для меня было открытием. Для меня сейчас эта тема очень интересна, и я в этом пытался разбираться.

Есть бизнес-модель, которая говорит: «Нам нужно 5 квадратных метров, и сидите себе как хотите». И есть формат команд, которые это принимают. 
Слава Балбек
архитектор, основатель Balbek Bureau

Какие сейчас тренды в дизайне рабочих пространств? Кто задаёт эти тренды?

Чем больше я работаю, тем больше понимаю, что это вообще настолько timeless задача. Границы мира размылись — языковые барьеры, территориальные барьеры настолько расширились с возможностями за секунду провести встречу онлайн, купить билеты и переехать куда угодно. Так вот границы трендов — они тоже настолько размыты, что сейчас трудно сказать, классика это или современный стиль. Ну да, есть какие-то каноны восприятия. Если ты видишь люстру, то говоришь: «Наверное, это классика». Смотришь, она находится на бетонном полу и говоришь: «Нет, это эклектика». Это всё не имеет какого-то ярлыка. Есть столько микроэмоций, микроприёмов, которые разрушают классические каноны. 

Границы трендов — они тоже настолько размыты, что сейчас трудно сказать, классика это или современный стиль.
Слава Балбек
архитектор, основатель Balbek Bureau

Классический канон — взять иконы стиля и построить классический дом с колоннами, капителями, канелюрами, портиками. Но он всё равно не будет классический, потому что мы уже живём не в то время, когда это строилось. Мы живём в мире эклектики. И лучше стили называть эмоциями, а не ярлыками. Есть расслабляющие, напрягающие, строгие, брутальные, мягкие, грубые. Такие вещи, про которые человек может просто сказать, что он чувствует, когда он тут находится.

Расскажи про Coworking Platforma Art-Zavod.

Это вообще был суперначинающий уровень. Тогда коворкинги только начали появляться. Coworking Platforma Art-Zavod был вторым таким пространством в Украине. Когда никто не понимал, как люди на это отреагируют, как они это поймут. Должен он быть светлый или тёмный, комфортно или некомфортно сидеть за большими столами, насколько маленькими делать комнаты. Сейчас последний коворкинг уже настолько взвешен с точки зрения бизнес-модели, что тут тяжело нам было при проектировании влево-вправо отступить. Первый был такой: «А давайте сделаем классное пространство, чтобы всем нравилось!».

И как тебе тогда работалось?

Это было 5 лет назад. Тогда все были новичками. Какой-то международный опыт присутствовал, но он не работает в рамках молодой страны. Это и менталитет, и отношение людей, которые этим пользуются. Поэтому всегда нужно все свои решения накладывать на уже какую-то реакцию. Мне нравится работать с коворкингами просто потому, что это очень конкретная задача. Это чёткая и подробная инструкция. 

Когда мы начали работать с Coworking Platforma Leonardo, это было одно удовольствие. Там были четкие планы, стратегическая карта суперфункциональной территории. Здесь было еще больше условий, ещё больше понимания, что нужно из этого коворкинга сделать, как это нужно сделать, чтобы это работало или не работало. 

Но, опять-таки, это всё гипотеза. Гипотеза, которая может быть ошибочная, а может быть успешная. Гипотеза, на которую накладываются мировые процессы в виде вируса, кризиса, ещё чего-то. Нужно иметь гибкость, реагировать и менять всё, что можно поменять. Если физически можно перестраивать — перестраивать. Если можно менять маркетинговую стратегию — менять маркетинговую стратегию. Изначально, когда ты в стройке закладываешь эту гибкость — это классно. Когда ты этого не закладываешь, тогда тебе приходится делить вещи на hardware и software.

Поменялись ли клиенты на этом рынке?

Очень много молодых, новых, которые не понимают, что они делают. И очень много профессионалов, которые очень четко понимают, что они делают и не дают возможность влево-вправо отступать. Уже этот рынок имеет какой-то свой бэкграунд, уже есть, что анализировать. Два года назад, три года назад — это был чистый лист. Сейчас уже люди пожили, поуправляли, получили обратную связь, уже есть лидеры, есть аутсайдеры, есть пустые помещения. Это не десятилетний опыт, но это, наверно, пятилетний опыт, которым можно точно, правильно управлять. Если у тебя есть голова на плечах, и ты понимаешь, к чему мировые тенденции двигаются, необходимо их отрефлексировать на украинскую аудиторию. Следовать просто законам мира — значит допускать большую вероятность, что мы не попадем  в цель. Нужно действовать в рамках законов Украины, Киева, Подола.

Следовать просто законам мира — значит допускать большую вероятность, что мы не попадем  в цель. Нужно действовать в рамках законов Украины, Киева, Подола.
Слава Балбек
архитектор, основатель Balbek Bureau

Если сравнивать нашу страну с другими, то возможности украинского производства, украинской стройки намного экономически выгодней, чем в основном в странах верхней двадцатки. Потому что у нас дешевая рабочая сила, у нас супердешевое производство, дешёвая стройка. Сравнивая со Штатами, реализовать такой дизайн коворкинга, как Coworking Platforma — это десятикратная инвестиция плюс. И поэтому молодые дизайнеры могут себя проявлять, производства могут вписываться в определенный бюджет. И вот этот эффект — намного выгоднее делать здесь, чем в другом месте. Поэтому у нас вот такая хорошая конкуренция по эстетике.

Архитектура для тебя — про креатив?

С точки зрения вдохновения — у меня нет любимых дизайнеров, у меня есть любимые объекты. Это образы, которые я запоминаю, для себя сохраняю, перевариваю, под разным углом смотрю. Я всё равно воспринимаю дизайн как инструмент для создания определенного эффекта на гостя. Если бы я просто махнул пером и сказал: «Здесь такой-то цвет, а здесь такой-то», то мы бы не справились с какой-то конкретной задачей. Для меня архитектура — это больше инженерное, если так можно сказать. Ну, в местах, где это должно работать как бизнес.

Я всё равно воспринимаю дизайн как инструмент для создания определенного эффекта на гостя.
Слава Балбек
архитектор, основатель Balbek Bureau

Как относишься к вещам, которые не удалось реализовать?

Есть ограничения времени, бюджета, геометрии здания. Вот эти все нереализованные штуки, я к ним отношусь не как к какой-то занозе, которая мне запомнилась. Вот мы хотели, допустим, одно перекрытие демонтировать и сделать два этажа вместо одного. И мне сказали: «Конечно! Уже». Ну что ж — нет так нет. Есть вещи, которые ты всё равно воспринимаешь как рабочий процесс. Я чаще всего так и отвечаю. Вот меня, когда спрашивают «Каким бы вы хотели видеть законченный объект?», я всегда отвечаю, что он законченный такой, какой он получился. Я каждый раз своё мнение меняю в зависимости от легенды проектирования. 

Сегодня мы приняли решение, например, что этот стол должен быть круглый. Всё, для меня — это уже так, как я хотел. А изначально то, что он должен быть не на опорах, а массивный, не с деревяшкой, а с бетоном — всё, я уже забыл это. Я уже принял как условие. И вот конечный результат — по сути, это то, что я хотел, потому что я к этому пришёл. Говорить о том, что было, но не получилось — какой смысл? Это ни к чему не приведёт.

Есть ли запрос при проектировании бизнес-центров, офисных зданий на специальное оборудование пространства под людей с инвалидностью?

Запроса нет, потому что чаще это создает для инвесторов дополнительную нагрузку. Но тенденция к применению всех норм и правил колоссально стремится вверх. Мы как мастерская приняли для себя, что не участвуем в проектах, которые игнорируют требования. Это просто хороший тон мирового офиса, мировой локации. Когда инвестор говорит: «Я не хочу делать подъёмник для людей с инвалидностью. Не хочу и не буду. Хотите — покупайте», то мы ему отвечаем: «Окей, тогда мы выходим из проекта». Вот так происходит диалог между нами и инвесторами в последнее время. 

Мы уже как мастерская не можем себе позволить сделать проект, в котором не будет, допустим, санузла для людей с инвалидностью. Потому что придут наши клиенты, гости, друзья, скажут: «Ребята, вы что, не могли настоять? Вы же серьезная компания». Надо чем-то жертвовать. Сейчас мы интегрируем прямо в условия договора, что мы соблюдаем эту нормативную базу в обязательном порядке.

Конечный результат — по сути, это то, что я хотел, потому что я к этому пришёл. Говорить о том, что было, но не получилось — какой смысл? Это ни к чему не приведёт.
Слава Балбек
архитектор, основатель Balbek Bureau

А как обстоят дела с экодизайном?

Вы не спасете весь мир, если просто сделаете всё из recycle у себя в офисе. Это крупица в океане. Но, возможно, этим подтолкнете кого-то следовать вашему примеру. Это классно, когда вы даже в небольшом объёме это позиционируете, рассказываете, показываете. 

Это мировой тренд — заботиться об экологии, часть своих инвестиций тратить на социальные проекты. Сейчас на самом деле многие международные компании вводят даже такие термины, как «impact found» — это когда ты что-то вкладываешь в то, на чём не зарабатываешь. Сейчас уже не круто, когда компания не тратит свои деньги на какие-то социальные проекты. Сегодня идут споры, ведутся рейтинги, куда круче вкладывать. Уже все вложили в воду в Африке, все вложили в равенство прав. И это такая отдельная категория, которую точно и обязательно нужно прописывать.

Сейчас уже не круто, когда компания не тратит свои деньги на какие-то социальные проекты.
Слава Балбек
архитектор, основатель Balbek Bureau

А в Украине насколько это развито?

Это прогрессирует. Это действительно круто. Уже формируются отделы, компании приглашают специалистов по развитию. У нас их очень мало, но мы быстро двигаемся в правильном направлении.

Расскажите друзьям про новость