Допустим, у нас есть стандартная для пиарщика задача:
1.Выбрать блогеров, с которыми стоит заключить партнерство для реализации эффективной пиар- или рекламной кампании;
2.Продумать цепочку взаимодействия с партнерами;
3.Создать оффер;
4.Связаться с блогерами и добиться взаимовыгодного сотрудничества;
5.Отследить эффективность взаимодействия с выбранными блогерами (количественные — по охвату аудитории, новым подписчикам, лидам и т.д. и качественные — долгосрочные по изменению в мыслях ЦА о бренде, повышению их доверия к продукту).
Для этого важно понимать, почему мы выбираем тех или иных ЛОМов (лидеров общественного мнения), что они могут нам дать и как настроить сотрудничество с обоюдными выгодами. Речь пойдёт о том, как выбрать тех, кто поможет расширить влияние бренда.
Для того, чтобы было понятнее, как всё настраивается, для примера возьмём абстрактный инструмент для развития Instagram-аккаунта. Сейчас есть много сервисов, которые помогают увеличить количество подписчиков, а вместе с ними лайков и комментов. Колонка носит формат кейса, а не нативной рекламы, поэтому название сервиса не упоминается.
Бренд В2В и В2С
Для того, чтобы продвигать бренд, нужно пушить в инфополе представителей различных ЦА конкретные месседжи, которые вписываются в их контекст.
Делать бренд-девелопмент «для всех» неэффективно с точки зрения B2C. Так как есть множество различных аватаров ЦА, и под каждый сегмент нужно подстраивать свои месседжи, каналы касания.
Что же касается B2B, когда мы формируем или укрепляем бренд на рынке среди бизнес-партнёров и конкурентов, здесь уже можно ориентироваться на общие ключевые сообщения о компании или продукте.
В2С. Какие мы для клиентов
Продолжая тему сегментирования, детализирую целевые аудитории и сферы, в которых они задействованы.
Говоря о ЦА нашего абстрактного (дабы не становиться рекламой) сервиса, это те, которые понимают необходимость для себя развития своего Инст-аккаунта и вложения денег в своё дело. ЦА можно каталогизировать по критериям, для которых будут (или могут) отличаться месседжи.
А) Возраст. Каждый стремится показать «я существую!», но разными способами
и с разными месседжами, соответственно, будет меняться и подача, упаковка
информации, и каналы коммуникации:
— 16-21;
— 22-29;
— 30-39;
— 40+.
Б) Вид деятельности (прописаны основные, могут переплетаться между собой):
— Бизнес (может быть как продуктовым (товары), сервисным (услуги), так и творческим (певцы, актёры, шоумены и шоуледи):
- малые и средние бизнесы, где каждый — человек-оркестр, не хватает денег и кадров для качественного закрытия всех задач;
- self-employed и фрилансеры — важно раскрутить свой бренд, чтобы получить больше заказов, собирать лиды, заявки в директ;
- старт карьеры — понять, насколько выбранная ниша приносит денег, для теста актуальности свежего бизнеса;
- стартаперы — проверка интереса публики, привлечение внимания, в том числе потенциальных бизнес-ангелов, реклама и предзаказы;
- хобби, в особенности — визуальные — фото- и видеография, дизайн и графика, архитектура и интерьер, искусство и т.д.
— Insta-girls, Insta-boys.
Развитие таких аккаунтов происходит через лайфстайл. Здесь нет
продукта или услуги, «продаётся» картинка образа жизни и настроение.
Сюда входят:
- путешествия;
- еда;
- семья, дети, отношения;
- бьюти и мода – одежда, обувь, аксессуары;
- уход за собой, косметика для лица, тела, волос, ногтей, бровей, ресниц и т.д.
— Информация, блоги, медиа:
- блогеры по самым разным тематикам;
- создатели и ведущие авторских каналов;
- мнения, интервью;
- важные новости;
- экспертиза, прогнозы;
- интересные данные, факты.
Кому писать?
К кому можно обращаться касательно сотрудничества: к СЕО, создателям, к тем, кто отвечает за маркетинг, партнёрство, к ассистентам, эйчарам и пиарщикам (говоря о
компаниях), к коллегам для более массового эффекта.
Их поиск и контакт с ними может происходит совсем не только в Instagram, а, говоря
об онлайне, и в LinkedIn, Facebook, Twitter и других соцсетях, на форумах, медиаплатформах.
Если лид крупный, возможно начинать и с крауд-маркетинга, комментируя его посты в соцсетях, видео на YouTube, подбираясь к его знакомым с просьбой познакомить и порекомендовать.
Как об этом говорить?
Инструмент по развитию своего Инст-аккаунта может простой интонацией разговаривать с аудиториями, обозначая свой сервис так:
- Всю рутину мы берём на себя;
- Это ваш помощник. Он умный, так как оснащён искусственным интеллектом, и всегда думает то,что делает;
- Делает то, что вы скажете: ставит лайки, уникальные комментарии именно по вашей целевой аудитории, а не всем подряд. Больше никаких магазинов воздушных шариков у вас в фолловерах;
- Лучше всех знает и считает результат, передаёт его вам;
- Всё это происходит в то время, пока вы занимаетесь действительно незаменимыми делами;
- Этот сервис действительно доступен каждому. Попробовать может даже тот, кто не взаимодействовал профессионально с Инст. Развивать своё хобби и получать клиентов, набирать популярность может даже подросток (так как есть бесплатный термин пользования на пробу), в дальнейшем – пакеты нашего сервиса по цене доступны даже на карманные деньги самым юным Инста-блогерам, ведь стоят как проездная карта в метро;
- Это создаёт впечатление отсутствия вообще любой потери или рисков – денег, времени, безопасности;
- Мы можем дать больше, но так, чтобы это ощутила сама ЦА, а не мы ей это сказали «мы дали вам больше».
Важно, КАК мы преподносим наш сервис
Мы аргументируем, что понимаем
текущие «пробелы» клиента и видим, как можно их исправить с помощью
нашего простого инструмента:
- увеличение популярности бренда и за границами Instagram;
- увеличение количества заказов продукта;
- рост доверия к продукту и персоне;
- рост общественной позиции, изменение мнений (говоря о новостных каналах);
- обучение;
- отстройка от конкурентов, УТП (у многих компаний 2-10К подписчиков и лайки только от сотрудников и магазинов, а у компании, которая наполняет инфополе собой в Инст, 50-100К+ подписчиков, живые лайки и релевантные комментарии, лидер сразу вырывается вперёд и вызывает интерес);
- бренд компании, которая говорит не только о своём продукте, а и о первых лицах компании и, что важно – о команде;
- эдьютейтмент — фан и лёгкость в том, как происходят касания клиента с сервисом, насколько ненапряжная работа с инструментом и какие результаты — всё это оформляется в короткий видеоролик или в яркую инфографику, которая делает упор на масштабность клиентов, охваченных аудиторий, количество вовлечений (лайков, комментов, подписок). Можно добавить элемент «ускоренных часов», которые за день-неделю-месяц интерактивно показывают развитие аккаунта в цифрах;
- сторителлинг — погружение в истории клиентов от первого лица, как не получалось в бизнесе самостоятельно найти свою аудиторию, как забирал время массфолловинг, как отписывались нерелевантные представители ЦА и т.д. — сравнение результата «до» и «после»;
- потенциальны розыгрыши, где клиенты могут рекомендовать # [название сервиса] тем, кто ещё не пробовал, и затем рандомно победителю даётся 1 месяц бесплатного продвижения.
Как выбрать «тех самых» блогеров из океана. Критерии:
Есть десятки тысяч блогеров из разных секторов с незаслуженно маленьким охватом, который должен расти, тем самым развивая бренд и продукт клиента, а также те, у кого есть достаточное или большое количество подписчиков и разных активностей. У этих двух категорий разные цели и видение ситуаций.
С крупными блогерами: крупный бюджет; чёткое понимание аудитории, что
любое упоминание другого бренда — это реклама, нативка получается слишком
неорганичной, потому что нагонять аудиторию ещё больше «большим рыбам»
нет особой потребности, и такие блогеры мыслят монетизациями. Так как
заказы на партнёрства поступают часто, публикации быстро теряются в потоке
обновления контента у Инст-селебрити по несколько раз в день.
С начинающими (5-10К +/- подписчиков) и средними (15-30К +/-) ситуация
противоположная. Маленький бизнес наверняка будет обладать яркой мотивацией качественно вложиться в сотрудничество, чтобы набрать себе аудиторию, особенно влияющую на его продажи. Также небольшие блогеры не будут брать большие суммы за рекламу или спонсоринг. Да и темы чаще развивают разнообразные, интересные, независимые от однотипного общественного мнения.
Тактика касаний, работающих на бренд
Поэтому на первоначальном этапе есть смысл выбрать тактику поработать с аудиторией, которая:
- Действительно нуждается в вашем инструменте, чтобы увеличиться с 5К до 50К подписчиков, а не с 2.2 млн до 2.3 млн. Разница в первом случае будет гораздо более эффективна и логична.
- Вплетёт историю о пользовании вашим сервисом в свой продукт как органичный и незаменимый инструмент в развитии своего дела, бренда.
- Имеет в своей ЦА аудиторию, которой релевантен такой же инструмент.
- Выделит и не затеряет публикацию о вашем сервисе среди тонны другого контента.
- Создаёт и развивает качественный и хоть немного уникальный продукт. Брать тысячного бьюти-блогера — это норма для денег бизнеса, но не для бренда бизнеса. Для жизнеспособности бренда лучше показывать разнообразие клиентов и их ценность для общества, мира: это сегменты творчества и культуры, личностного развития и ЗОЖ, воспитания и науки, важные новости и медиа, качественные продукты. Опять-таки, брать деньги за тысячного клиента маникюрного салона ок для бизнеса, но бренду лучше показывать свой вклад в развитие стартапов, хендмейда и тд. Ведь бренд не должен бесить или надоедать, чем вполне может своей негибкой меркантильностью, но не реальной результативностью.
Так кого выбирать для стартового сотрудничества?
Пунктами выше стоит обуславливать выбор блогеров-партнёров. Также есть смысл сразу начать касания с теми, с которыми у вас есть личные контакты. Это позволит не думать «ответят-не ответят», а сразу офферить и питчить.
1. Образ – Инста-мама. Формат – лайфстал, семья, дети. Рассказывает о протекании беременностей, рождении детей, семейном отдыхе.
2. Журнал об архитектуре, который существует и онлайн, и в печатном виде. Это качественное издание, том уникальной для украинского рынка полиграфии, эстетически красивый и умный продукт. Партнёрством с ними не придётся стесняться.
3. В качестве «одного выстрела двух зайцев» — промо и автора марки одежды и самого бьюти-бренда. И продукт, и создатель – сразу.
4. У известного на всю Украину бренда книжного магазина подозрительно мало подписчиков. Хотя бук-тематика в глобальной сети очень популярна, совмещает в себе эстетику и пользу. Есть уверенность, что развитие Инст-акканта необходимо этому бизнесу — и для его бренда, и для увеличения интернет-заказов.
В итоге
Касательно взаимодействия с брендами, подытоживаю, что следует:
- отказаться от спам-стайла;
- использовать персонализированный подход к бренду, изучив деятельность бренда, его последние работы, изменения, события;
- знать боль бренда;
- разработать и пропитчить закрытие этой боли;
- дать краткое понимание, что это можно сделать очень быстро и доступно, несколько дней бесплатного пользования, результаты видны сразу;
- не сторониться интересных и релевантных блогеров, у которых мало подписчиков;
- если есть возможность, контактировать через третье лицо, которое может дать рекомендацию вашему сервису.
Кавер — Unsplash / Гифки — GIPHY