Профессионалы по коммуникациям прилагают усилия, чтобы быть «времени» или даже впереди и создавать собственные тренды. Однако существенная сфера, где пиарщики недостаточно «современные». Как ни странно, эта сфера — инновации.
Объективный срез: мировая коммуникационная отрасль отстает от технологических достижений, говорит отчет Global Commtech Report 2023. Исследование было проведено в партнерстве с PRovoke Media, CIPR, AMEC и другими влиятельными организациями. Были опрошены 329 специалистов по связям с общественностью из Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Ближнего Востока, Северной и Латинской Америки. PR-агентство MAINSTREAM тоже участвовало.
В тонкостях внедрения инноваций и использования технологий в PR разбирались исполнительный директор PR-агентства MAINSTREAM Дарья Добрунова и менеджер по стратегическим коммуникациям MAINSTREAM Карима Мокхтари.
Как обстоят дела с инновациями, коллеги?
Одним из впечатляющих результатов исследования является разрыв между тем, насколько хорошо, по мнению респондентов, они умеют пользоваться технологиями и тем, как они на самом деле их используют. Более половины (56%) утверждают, что они компетентны в использовании коммуникационных технологий (CommTech). Но результаты разнятся. Вот несколько примеров.
Управление проектами:
- 41% работают в таблице Excel или ее аналоге в Google для управления проектами;
- 39% используют таблицу Excel или ее аналог в Google для управления контактами;
- 46% используют CRM-системы.
Управление командами:
- один из десяти опрошенных вообще не использует ни одного РМ инструмента;
- в некоторых случаях некоторые называют мессенджеры, такие как WhatsApp или Skype;
- 6% опрошенных отметили, что управляют проектами на бумаге.
Если в ключевых бизнес процессах нет технологической продвинутости, то говорить об инновационности коммуникационной отрасли сложно. По мнению исследователей, без цифровой трансформации один из самых ценных активов в PR — время сотрудников — используется неэффективно. Результаты показывают, что часто респонденты не используют даже простые коммуникационные технологии. Это отрицательно сказывается на результатах. Как можно достичь наилучших результатов, не используя эффективные инструменты?», — задаются вопросом авторы исследования.
«Уровень знаний и понимание новейших технологий остается низким. Сектор по связям с общественностью и коммуникаций медленно модернизируется и внедряет инновации. Даже профессии, которые считаются «традиционными», такие как юриспруденция и бухгалтерский учет, часто быстрее делают это, чем связи с общественностью», — говорит британский PR-футурист Стюарт Брюс, который также является соучредителем компании Purposeful Relations, которая проводила исследования.
Цифровая трансформация открывает путь к новому уровню ведения бизнеса.
Глобально цифровая трансформация открывает путь к новому уровню ведения бизнеса. По мнению британского PR-футуриста и соучредителя компании Purposeful Relations Тима Бейли, существует две движущие силы, чтобы встать на путь цифровой трансформации: инновации и эффективность.
«Инновации позволяют приступить к новым видам деятельности, которыми вы раньше не могли заниматься. Это может являться ответом на спрос клиентов или возможностью создать новые направления бизнеса. Аспект эффективности трансформации позволяет выполнять текущую работу с меньшими усилиями или с меньшими затратами. Примером может служить сбор данных для ежемесячной клиентской отчетности, где автоматизация может сэкономить время персонала», — уверяет он.
С точки зрения ценности для отрасли является ли использование технологий единственным индикатором инновационности?
Как использовать инновации в PR
Для начала определим, что можно считать инновациями. Мы разделяем взгляд Lisa Kay Solomon, MBA Professor of Design Strategy Program: «Инновация — это успешная реализация новой идеи, несущей ценность для клиентов и заинтересованных сторон».
Отдельно отметим, что:
- Инновации — это не только технологии. Хотя их не следует исключать, что мы уже поняли выше.
- Инновации — это не изобретение. Изобретение как революционное открытие, хотя и может быть исключительным, но не всегда прикладным, способным к масштабированию и интересному рынку.
У Украины есть все возможности стать инновационным хабом как минимум Европы. Мы уже показали миру, на что способны наши технологии. Применение «Дії» вызвало восхищение в нескольких странах Европы. Через «Дію» можно не только получить цифровое удостоверение личности, но и оформить пособие по безработице, уплатить налоги ФЛП и штрафы за нарушение ПДД. Некоторые услуги абсолютно уникальны для Украины, учитывая текущую ситуацию. Например, в «Дії» можно зарегистрироваться на программу восстановления поврежденного войной жилья «єВідновлення», оформить статус внутренне перемещенного лица и получить финансовую помощь для таких лиц от государства. Процессы предоставления государственных услуг стали более простыми, а результат — более качественным и быстрым. Это наглядный пример инновации на уровне государства и миллионов граждан.
Такой подход возможен и в PR. Методы исследования, планирование и авторские разработки, которые дают всем привлеченным возможность упростить сложное и при этом улучшить результат, — это уже можно считать инновациями.
Ваша компания ввела свой способ управления проектами и сократила на неделю срок подготовки к запуску? Поздравляем, это инновация. Ваше PR-агентство ввело авторскую методику разработки стратегий и усилило ваш brand awareness вдвое больше, чем ожидалось? Это тоже инновация. Команда создала новый формат phygital-ивента во время карантина? И это тоже.
Инновации — это то, что упрощает процессы и улучшает результаты.
То есть инновации — это то, что упрощает процессы и улучшает результаты. Это необычный для отрасли подход или реализация идеи ценности для клиента. Это и изменения в продуктовом предложении, услуге, бизнес-модели или процессах, которые существенно улучшают опыт большого количества стейкхолдеров.
Без применения инноваций какие-либо коммуникации без перспективы. Уже сейчас среди навыков, важных для будущего в PR, респонденты отмечают измерения и оценивания (78%), Data Science и аналитика (71%), а также понимание поведенческих инсайтов (69%). И ни одна из них невозможна без инноваций. Не только технологические, но и изменения подходов, а, возможно, даже и бизнес-модели компании.