Согласно результатам исследования The Nielsen Global Consumer Confidence and Spending Intentions Survey, глобальный индекс потребительского доверия Nielsen во втором квартале 2017 года показывает признаки восстановления, поднявшись на 3 пункта до 104 по сравнению с IV кварталом 2016 году. В Украине индекс потребительского доверия растет второй квартал подряд: +5 пунктов (57) по сравнению с IV кварталом 2016 года (52).
«Очевидно, что настроения потребителей в Украине во втором квартале улучшились. Частично рост индекса вызван положительными изменения в экономике и политической ситуации – незначительный рост ВВП, безвизовый режим, – комментирует Виталий Брык, директор по стратегическому развитию Nielsen в Украине и Беларуси. – Немаловажно, что в летний период снизилось давление коммунальных платежей на карман потребителя, что также способствовало росту уровня оптимизма. Свободные деньги потребители охотнее тратят на покупки, и, как следствие, мы наблюдаем рост объемов продаж продуктовых и непродуктовых категорий».
Индекс вычисляется по трем показателям: оценки потребителями перспектив на рынке труда в ближайшие 12 месяцев, уровня финансового благополучия в ближайшие 12 месяцев и готовности тратить деньги в данный момент. Увеличение индекса потребительского доверия во II квартале 2017 года по сравнению с IV кварталом 2016 года объясняется улучшением показателей по всем трем индикаторам. Абсолютное большинство украинцев продолжают считать, что страна находится в состоянии кризиса, однако число таковых незначительно снизилось – 91% во II квартале 2017 года по сравнению с 95% в IV квартале 2016 года. Две третьих украинских потребителей считают, что страна не выйдет из кризиса в ближайшие 12 месяцев.
Что беспокоит украинцев?
По-прежнему украинцев беспокоит война (34%). По поводу роста тарифов на коммунальные услуги переживает 28% потребителей, что на 8 п.п. ниже, чем в конце прошлого года. Рост цен на продукты питания (21%) и состояние экономики (19%) – на втором и третьем месте в рейтинге причин для беспокойств у отечественного потребителя. При этом 36% украинских потребителей обеспокоены ростом цен на коммунальные услуги (+6 п.п по сравнению с ІV кварталом 2016 года). Для сравнения, в Европе терроризм и иммиграция лидируют среди основных причин обеспокоенности людей во II квартале 2017 года – 27% – этот показатель растет из квартала в квартал.
На что тратят свободные деньги и как экономят украинцы?
У 25% украинских потребителей не остается свободных средств после покрытия покупки товаров первой необходимости. Те, у кого они остаются, тратят свободные деньги на новую одежду (33%), на отпуск (28%) и делают сбережения (25%).
Во ІІ квартале увеличилось число украинцев, которые экономят на газе и электричестве – 42% (+7п.п по сравнению с ІV кварталом 2016 года) и на развлечениях вне дома – 19% (+3п.п по сравнению с ІV кварталом 2016 года).