Игорь Шкиря: "Любой бизнес, который создается как игрушка, обречен на провал"
07 Май 2008, 09:43

Игорь Шкиря: "Любой бизнес, который создается как игрушка, обречен на провал"

Игорь Шкиря: "Любой бизнес, который создается как игрушка, обречен на провал"

Игорь Шкиря, народный депутат, учредитель «Первого делового» телеканала.

 

Основатель интернет-издания «УРА-Информ» и «Первого Делового» телеканала считает, что правила игры на медиарынке больше похожи на «подковерную» борьбу, где не обходится без политики. Это — несмотря на то что провластные структуры говорят о прозрачных процедурах выдачи лицензий и разрешений на вещание, о свободе слова и соблюдении прав граждан на получение любой информации. На практике все далеко не так.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

1 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

 

Вы являетесь собственником информационного агентства «УРА-Информ» и телеканала «Первый Деловой». Зачем вам, депутату уже не одного созыва Верховной Рады, нужен медиабизнес? Причем, насколько я знаю, это для вас не основной бизнес.  Возможно, это своего рода «игрушка»?

 

Любой бизнес, который создается как игрушка, обречен на провал. И,  признаюсь честно, я не питал никаких иллюзий по поводу того, что он будет быстро приносить большие доходы. Но если даже предположить, что это игрушка, то дорогая и слишком сложная.

 

Но вам нравится заниматься медиабизнесом?

Нравится, именно медиабизнес приносит мне моральное удовлетворение. Я не скрываю, что являюсь основателем «Первого Делового» телеканала, а также «Украинского рейтингового агентства «УРА-Информ», сайт которого входит в десятку самых читаемых. Я решил активно заниматься этой сферой еще в 2004 году. Тогда я понял, что Партия регионов и кандидат Виктор Янукович, имея хороший продукт, который должен понравиться избирателю, абсолютно не имели медиаподдержки. Ведь (надо посмотреть правде в глаза) президент Ющенко победил именно благодаря поддержке СМИ. Американцы   сделали для победы нынешнего главы государства меньше, нежели украинские журналисты. Поэтому первым тогда был создан сайт «УРА-Информ», а затем осмысленно и взвешенно было принято решение о запуске проекта «Первый Деловой канал». И сегодня, по истечении двух лет, я могу сказать, что эти проекты состоялись.

 

Сейчас вы во второй раз являетесь представителем оппозиционного политического лагеря. Вашим медиапроектам ставили палки в колеса? И если да, то кто?

Фактов противодействия со стороны провластных структур было достаточно много. Часть из них имеют открытый характер, а другие — скрытый. Как и в любом другом крупном бизнесе, тем более имеющем наибольшое влияние на сознание  людей,  «Первый Деловой» переживал тяжелые времена. В период становления многие проблемы и внутренние конфликты не обходились без вмешательства внешних сил. Во-первых, моих политических оппонентов, во-вторых, моих завистников и конкурентов, и не только из противоположного политического лагеря. Было, конечно же, и влияние со стороны спецслужб. То есть проблемы привносились извне, затем искусственно разжигались.

 

И как это выглядело на практике?

В новом неоперившемся коллективе такие провокации реализовать довольно просто. Например, «УРА-Информ» за три года своего существования испытал все перечисленные мною проблемы,  в том числе и бесконечные хакерские атаки. Они были направлены на уничтожение ресурса. В преддверии предвыборной кампании 2006 года почему-то «случайно» замкнула проводка в офисе агентства, в результате чего дотла сгорело все рабочее помещение по улице Шелковичной, 3.

 

А очевидные факты противодействия были?

Одним из ярких примеров стал недавний конкурс по выдаче лицензий на цифровое вещание. Этот так называемый конкурс был организован впопыхах Национальным советом по теле- и радиовещанию. Надо пояснить, что еще в 2007 году более двадцати основных вещателей без всяких конкурсов получили соответствующие лицензии. Их просто поделили между собой крупные эфирные каналы. А для других каналов Нацсовет решил устроить настоящее шоу, даже, я бы сказал, цирк.

 

На конкурс были выставлены 8 последних частот. Вначале со всех претендентов собрали по 70 тысяч гривен за заявки, затем потребовали предоставить большой пакет документов, включающий в себя концепцию вещания канала, его экономическое обоснование и многое другое. В общей сложности таких заявок было подано около 30. Но в итоге, неожиданно для всех, вместо положенных пяти телеканалов лицензии получили почему-то восемь, из которых только один музыкальный канал М2 вещал ранее. А все остальные каналы, на первый взгляд, оказались абсолютно новыми, с неизвестными учредителями и сомнительными местами регистрации. На самом деле, по имеющейся у нас информации, это каналы, которые в действительности принадлежат все тем же собственникам, уже владеющим всеми известными каналами.

 

 То есть, вы утверждаете, что лицензии получили те же каналы, только под другими названиями?

Под другими названиями, с новыми придуманными брендами. По сути, основные игроки разделили между собой все оставшиеся частоты на вещание. Естественно, это открытое, наглое и циничное воздействие государственной структуры на медиапространство, каковым является Нацсовет. Но я уверен, что такое решение не окончательное. В этом контексте я бы хотел обратиться к нашему президенту Виктору Ющенко, который буквально недавно подписал Указ «О безопасности информации в Украине». В документе много говорилось о засилии иностранных СМИ, телеканалов, рекламы и так далее. Но в то же время было бы логично, если бы наш гарант Конституции дал свою оценку той ситуации, которая сложилась с конкурсом Нацсовета по выдаче лицензий на вещание. Постоянное давление Нацсовета на предпринимателей, работающих в сфере кабельного телевидения, бездумная и оголтелая украинизация эфира (к слову, «Первый Деловой» вещает исключительно на украинском языке,  согласно полученной лицензии). Если Ющенко называет себя демократичным президентом, он просто обязан положить конец этому  беспределу. А пока, к сожалению, многие процессы, происходящие на медиарынке Украины, далеки от принципов  цивилизованного бизнеса и честной конкуренции.

Расскажите друзьям про новость