Идеолог, а не администратор
Андрей Федоров, один из самых молодых рекламных топ-менеджеров в Украине. В 20 лет он был директором по развитию Adell Saatchi&Saatchi, в 23 руководил двумя агентствами, а сегодня, в 29, несмотря на отсутствие административных качеств (по его убеждению) является одним из основателей и директором группы компаний United Communications Group. Андрей Федоров не сидит на месте, он постоянно в движении: утром на встрече, через час в офисе компании Люди. После обеда, к примеру, в Karandash Дизайн, а вечером в Sahar. Он проводит в кабинете не более 15% времени. Все, что необходимо для работы — ноутбук и мобильный. Рабочим кабинетом для него чаще служит митинг-рум любого из офисов United Communications Group (везде настроен Wi-Fi), машина или кафе. Рабочий день За последние 10 лет рабочий день успешного топ-менеджера претерпел весьма незначительные изменения. Он начинается рано, длится долго, но никогда не получается однообразным. Когда Федоров только пришел в рекламу, то посчитал, что период времени с 7 до 9 утра является самым продуктивным для работы. «Если начинать работу в это время, три, а лучше пять раз в неделю, то ты выигрываешь идеальный рабочий день, и это твое конкурентное преимущество. В рекламе почему-то больше сов, но я жаворонок и стартую рано», — уточняет он. Андрей часто совмещает завтрак со встречами, и поскольку живет в центре, может позволить себе встать за полчаса до назначенного времени. Он сожалеет, что его будни не всегда заканчиваются в 18.00, хотя к этому стремится. Зато часто удается пообедать с женой или друзьями среди дня. Старается не работать в выходные и считает, что лучше напрячься в будни, но оставить минимум два дня для отдыха. Плюс в последние два года у него стало больше отпусков. Именно количество и качество свободного времени, на его взгляд, являются показателями успеха человека, а вовсе не деньги. Андрей не выносит рутину и говорит, что работа целый день с почтой и документами убивает его физически и эмоционально. Поэтому предпочитает разнообразие, общение и для «скучных» дел выделяет не более двух часов в день. Минимум половина рабочего дня Федорова по-прежнему уходит на общение с клиентами. Так как он все равно работает в сервисном бизнесе, то считает, что независимо от размера компании или группы, руководитель не имеет права дистанцироваться от клиентов и их задач, как бы иногда этого ему не хотелось. 6-7 лет назад молодой топ-менеджер задался целью найти персонального ассистента. За один год он сменил шесть человек, но не мог найти подходящего. Полтора года назад предпринял еще одну попытку, но снова неудачную. «Мне понравилась идея дать возможность кому-то читать мою почту, переадресовывать на нее звонки с мобильного. Но это оказалось утопией. Я делегировал ряд своих функций непосредственно в компании, со всем остальным успешно разбираюсь самостоятельно. А мелкие поручения великолепно выполняет водитель или секретарь», — объясняет Федоров. Профессиональные амбиции топ-менеджера Герой Profile гордится, что по образованию он журналист-международник и при каждой возможности не забывает добавить свою специализацию. Чтобы поступить в Институт журналистики на заветное отделение он специально пошел на олимпиаду по журналистике и победил на ней. А поступив, почти сразу пошел работать в экономическую прессу. Вспоминает, что через три года наступил момент, когда ему вроде бы все нравилось, но в тоже время было чувство, что все вокруг работают, а он нет. Задавая вопросы на интервью, он заведомо знал ответы, которые могли быть лучше и интересней, чем ему давали интервьюируемые. К тому же было желание больше зарабатывать, а для этого требовалось сдавать больше печатных знаков, которые из-за нехватки времени страдали в качестве. Неожиданное закрытие журнала значительно упростило ему выбор дальнейшей профессии. Многие его друзья на тот момент работали в рекламных агентствах, где Федоров решил и себя попробовать. Так он пришел на должность эккаунт-менеджера в Adell Saatchi&Saatchi, холдинг Видео Интернешнл (ВИ). Но так как клиентов не было, молодому рекламисту поручили их найти. Получилось. Понравилось. Через некоторое время это позволило ему стать New business director. Абрикос стал первым детищем героя Profile (агентство для малого и среднего рекламодателя, созданное в 2001 г.), на котором он учился строить рекламный бизнес и где встретил будущую жену (работала копирайтером). К концу первого года работы у агентства было на обслуживании около 40 клиентов и оно вошло в двадцатку лучших креативных агентств. Как он сам признается, тогда он допустил много управленческих ошибок, и вообще, сейчас строил бы работу агентства совсем по-другому. В 24 года Андрей занимал сразу три поста: был председателем правления Абрикоса и 141 Ukraine BTL, а также директором по развитию Видео Интернешнл Киев. В тот момент он ушел. Говорит, что причина простая — начитавшись Кийосаки (книга Богатый папа, бедный папа, удивительно просто объяснила суть происходящего в бизнесе), понял, что для того, чтобы в долгосрочной перспективе чувствовать себя хорошо, ему однозначно нужно быть собственником бизнеса, не обязательно 100%-ным, но иметь в активе акции. «Московские акционеры ВИ меня обманули: обещали акции в Абрикосе и не дали, аргументировав тем, что это их бизнес, который они создали, поэтому собственниками могут быть только они, а директор получает зарплату и бонусы, не больше. Меня эта ситуация не устраивала», — рассказывает он. Уйдя из ВИ, он вскоре открыл с партнерами маркетинг-консалтинговую компанию Люди, через полгода креативное бюро Sahar, следом — дизайн-студию Karandash, исследовательскую компанию PRAVDA Research и другие. В прошлом году компании были объединены в единую группу — United. Креативность или система? Как утверждает Андрей, он не администратор, а идеолог и визионер. В начале карьеры он пытался окружать себя такими генераторами идей как сам, и страдал от этого. Главное упущение в Абрикосе — он так и не нанял сильного администратора для управления множеством активных и ярких людей агентства. «Как сказал мой бывший руководитель: ты как шахтер, который с огромной скоростью работает киркой и вырабатывает уголь, но забывает ставить за собой подпорки, когда идет по забою. И когда за ним в 20 метрах все осыпается, он продолжает и дальше двигаться вперед с дикой скоростью, думая, что сзади все хорошо. К сожалению, так было с Абрикосом», — вспоминает Андрей. Он в шутку называет себя «серийным предпринимателем», так как параллельно с Абрисом увлекся новым агентством — 141 Ukraine BTL, точнее его «починкой». «То, что я ушел из Абрикоса, не успев построить какие-то системные вещи в нем, было неправильным. Агентство закрыли через год после моего ухода, но это моя вина, — вспоминает рекламист. — Уже в 141 я сразу сконцентрировался на поиске человека, которому смог бы передать власть. И я нашел такого — это Лена Касьяненко. Лена до сих пор успешно руководит EURO RSCG 4D, которое фактически является правопреемником прежнего 141». Говорит, что недостатки в себе нужно признавать и стараться компенсировать преимуществами других людей, и что идеальных менеджеров нет, а нужно формировать идеальные сочетания, эффективные рабочие группы. «Мы с Юрой Мусиенко (директор SAHAR. — Авт.) антиподы, без него SAHAR развалился бы еще на взлете. Порой я готов был убить его за твердую позицию — он четко и жестко выстраивает процессы, и иногда я со своими дурацкими идеями никак не могу на это повлиять», — с улыбкой сетует герой Profile. Именно благодаря дисциплинированности в бизнесе, по его мнению, можно качественно воплотить в жизнь самые безумные идеи. И если нет системы, внедрения инноваций в работу и в проекты для клиентов не достаточно. «Креативность — это не раздолбайство», — подчеркивает Федоров. Бизнес-модель Андрей Федоров предпочитает не держаться за кресло. Не только брать власть, но и отдавать ее. По его словам, быть директором его, в принципе, «не греет» и его должность достаточно условна. Директора компаний независимы в своих решениях. И здесь он вспоминает жесткий стиль управления одной его московской знакомой, которая возглавляет известное рекламное агентство. Офис ее агентства расположен в форме буквы V: в одном направлении расположены порядка 30 столов — один за другим, и в другом столько же; а в точке, где эти две линии пересекаются, образуется подиум со столом директрисы на нем. Таким способом она контролирует все процессы внутри офиса и, как рассказывает Андрей, этот формат ручного управления дает блестящий результат. Но такой контроль ему не интересен, поскольку его цель — самодостаточный большой бизнес: «Я никогда не был один, всегда были великолепные партнеры. И вместе мы никогда не стремились создать компанию одного человека-звезды, который окружен серой свитой. Это тупиковый путь». За бизнес-модель в группе взяли специализацию агентств и партнерские программы для сотрудников. В каждой из компаний есть партнеры — топ-менеджеры, что обеспечивает мотивацию и стабильность команд. Любой успешный сотрудник может со временем стать совладельцем бизнеса. Такой подход в бизнесе почти сводит на «нет» ситуации, когда клиент начинает работать с одной командой, а через три месяца видит перед собой новые лица. По словам рекламиста, это отличает United от сетевых агентств, где сотрудникам не готовы давать доли компании, в которой они работают. Поскольку почти весь груз управления Андрей передал директорам, сейчас он занимается развитием группы: новые компании, корпоративная культура, бренд. «Сейчас мы объединяем усилия разных наших компаний в рамках больших комплексных проектов для клиентов, таких как, к примеру, ребрендинг и развитие бренда ОРАНТА. Мы отработали процедуры взаимодействия и такие клиенты чувствуют, что работают с одним большим агентством», — говорит он. Поэтому началась работа над внутренней культурой группы. Например, недавно была запущена внутренняя электронная газета — United talks. «Я из последнего номера газеты прочел с удивлением для себя несколько новостей о наших сотрудниках, которых до этого не знал. К примеру, одна из девушек оказалась настоящим писателем и выпустила успешную молодежную прозу, — делится директор. — Так как компании находятся в разных местах, а мы предлагаем комплексные решения клиентам, они часто взаимодействуют между собой как люди по интересам, и им просто интересно, что происходит в других наших структурах. Очень важно чувствовать себя частью чего-то большего». Тем не менее, он считает, что название United — вторичное для сотрудников. Намного важнее, что они работают в SAHAR или Pravda. АНКЕТА Образование: 1995 — Киевский национальный университет им. Т. Шевченко, Институт журналистики, специализация — международная журналистика. Опыт работы: 1995-1998 — журнал КАПИТАЛ, обозреватель. 1998 — эккаунт-менеджер Adell SAATCHI&SAATCHI. 2000 — директор креативного агентства Абрикос. 2002 — директор 141 Ukraine BTL. 2003 — директор по развитию холдинга Видео Интернешнл Киев, председатель правления Абрикоса и 141 Ukraine BTL. 2003 — соучредитель и партнер консалтинговой компании ЛЮДИ. 2003-2007 — вывод на рынок других агентств группы. 2007 — директор группы компаний United Communications Group Хобби: веселые книги, активный отдых, цифровое фото, сайт 2buy.ua, коллекционирование курительных трубок (не курит), водные и горные лыжи, кеды. Настольная книга: И. Ильф, Е. Петров "Золотой Теленок", "12 Стульев" Р. Кийосаки — Богатый папа, бедный папа И. Адизис — Как преодолевать кризисы менеджмента Д. Коллинз "От Хорошего к Великому" Н. Носов "Незнайка На Луне" Выходные: Говорит, что раньше много гулял и ходил на дискотеки, сейчас как примерный семьянин, воспитывает маленькую дочь. Ходит с ней в парк им. Шевченко, на Пейзажную аллею, пускает воздушных змеев. Радостно бухает с друзьями. Любит артхаус кино и тупые американские комедии. Пресса: Фанат журнала Esquire. GQ покупает по привычке, а потом плюется и говорит, каким пустым и бессмысленным стал журнал. С радостью читает журнал о путешествиях — Афиша-Мир (Москва). Однажды пришел в их московскую редакцию и купил все номера за историю выхода издания. "Потом еле дошел с этими стопками и коробками в руках до такси", — вспоминает Андрей. Преподавание: Преподает креативность и инновационность в Киево-Могилянской бизнес школе. Всегда скептично воспринимал высшую школу, но пошел в преподаватели ради систематизации знаний. Считает, что лучше преподавать на программах МВА, чем учиться там. Карьерные достижения Премия Cлед в Рекламе за вклад в развитие украинского рекламного рынка. Развитие бизнеса холдинга Видео Интернешнл Киев, участие в создание и/или управлении компаниями Абрикос, 141 Ukraine, Люди, ПРАВДА, SAHAR, KARANDASH , Jumbo PR&BTL, Mr. WOLF, UNITED COMMUNICATIONS Создание решений для Оранта, Хортиця, Fozzy, Гринвич, ТНК, БК Киев, Океан Эльзы, Botaniq. Успешный запуск SAHARа в России и Молдове. Издание книги Киев с неба (KYIV SKY ALBUM) (тираж — 15 тыс. экз.) Отзывы коллег Алексей Паламарчук, Генеральный директор сети магазинов по продаже мобильной электроники Ringoo Буду кратким. Андрюха человек-звезда, причем по своей природе (то есть это не его образ). Он новатор, первопроходец, и опять же звезда. Поэтому пусть сияет все ярче и ярче. Рейн Иида, бывший директор Adell Saatchi&Saatchi, сегодня — партнер и генеральный директор Taevas Ogilvy, Эстония Андрей под моим руководством начинал рекламную карьеру. На первой встрече он мне сразу понравился: стройный молодой человек, который понимает, чего он хочет добиться в жизни и при этом с продвинутым мышлением: знает, как какие-то вещи нужно продвигать дальше, чтобы они действительно принесли результат. Он очень корректный человек. Думаю сегодня он сильный маркетолог в Украине. Есть люди, которые читают информацию, но не умеют делать выводы из прочитанного, Андрей в этом смысле хороший профессионал: может быстро может овладеть материалом и уметь его проанализировать. Юрий Когутяк, учредитель United Communications Group Я тесно работаю с Андреем уже около десяти лет. За 14 лет в рекламе мне посчастливилось работать с сотнями людей. Без балды — Андрей по-хорошему абсолютно уникальный человек в своем наборе качеств: с идеей, целеустремленный, артистичен, без дерьма. Есть у него, раз уж спрашиваете, и негативные качества. Он спешит жить, и в команде зачастую отрывается слишком далеко от «реальных менеджеров».