Скажу банальность, но главный редактор — это сердце издания. Именно он формирует его миссию, визию и ценности, которые, по большому счету, и транслирует в своей колонке. Потому даже не знаю, что в сложившейся ситуации ужаснее: сам факт плагиата или признание, что твою колонку за тебя написали.
Беда в том, что в нашей стране, к сожалению, репутация — это пустой звук. Продолжают голосовать за политиков-обманщиков, покупать товары у компаний, обвиненных, например, в жестоком обращении с животными, продолжают читать авторов-плагиаторов. Все отдано на откуп сознательности и честности самих журналистов.
Алексей Тарасов, главный редактор Buro 24/7 Украина
Я никогда не делегировал написание слова редактора, потому что фактически за подписью главреда в номере выходит только один текст. Ты переписываешь статьи, меняешь заголовки и подписи к фотографиям, утверждаешь иллюстрации, но об этом никто не узнает, поэтому лично для меня было важно, чтобы что-то одно (сколько угодно глупое) читалось как мой текст за моей подписью.
Но Vogue – он же про картинки. Это как обвинять воздушную гимнастку в том, что она плохо знает поэзию Серебряного века.
Все материалы, где стоит мое авторство, я всегда пишу сама. И это касается как интервью (расшифровки тех интервью, которые делаю я, вычитываю и редактирую лично, если сама не работаю с аудиозаписью), так и колонок. Никто не выскажет мои мысли лучше меня самой. Для меня мой материал — мое лицо, а моя колонка — моя душа, потому что я делюсь в ней личным опытом и переживаниями.
В таких случаях я вижу только один выход — планировать свое время. У меня идеи колонок и даже сами тексты рождаются во время поездок в метро. Если некогда писать текст, можно сделать запись на диктофоне, отдать ее редактору или журналисту для расшифровки. Но и финально со своим текстом я работаю сама.
Делегировала ли я когда-то написание текста за себя? Текста — нет, комментарии, буду откровенна, да.
В каких ситуациях писали за меня журналисты? Когда я работала главным редактором на tochka.net, у нас регулярно выходили спецпроекты или, например, еженедельные рубрики «впечатления редакции», где мы рассказывали о том, что происходило в течении недели в жизни каждого из редакции. Журналистам я могла делегировать написание за меня комментария, предварительно озвучив главные тезисы, после чего все комментарии вычитывались и согласовывались/дописывались мной.
Поскольку я воспринимаю позицию главреда как концептуального наставника издания, а также его лидера, то все идеологические тексты и комментарии наших важных социальных проектов я всегда писала и пишу самостоятельно.
В работе, безусловно, бывает всякое, порой, главным редакторам приходится «адаптировать» свое мнение требованиям большого коммерческого клиента. Будем откровенны, журналистика не самая честная профессия – это факт.
Но, хочу отметить – за всех больших политиков тексты и обращения к народу пишут специалисты, а речи революционеров, меняющие мир и создающие новую идеологию, написаны ими лично.
Помимо главных редакторов, мы спросили специалистов по коммуникациям медиахолдингов, что бы они сделали, если бы такое случилось в их компании.
Редкий случай, когда мне сложно прокомментировать, потому что эта ситуация выходит за грани адекватного. Как редактор может отдать на аутсорс написание письма редактора? Как можно написать такой ответ в соцсетях? Я категорически против публичных порок и искренне верю, что мы все имеем право на ошибку, но в данном случае, считаю, что Ольга должна уйти. Сказать, что ей очень стыдно, она не может это объяснить и считает, что честно будет уйти в отставку. Компания должна это принять. Есть ситуации, в которых это единственно правильный выход. У нас в стране, правда, так не принято 🙂
Также мы задали юристу вопрос по авторскому праву: чем для украинского Vogue чреват такой поступок главного редактора и может ли Harper’s Bazaar подать на Vogue Ukraine в суд.
Дмитрий Пономарев, юрист
В данной ситуации имеет место нарушение авторских прав. Как имущественных (статья как объект авторского права, очевидно, принадлежит юридическому лицу-издателю журнала, а третье лицо допустило незаконное использование этого произведения, нарушив имущественные авторские права), так и неимущественных (третье лицо, присвоив авторство, нарушило право настоящего автора произведения считаться таковым).
Подобные нарушения могут повлечь за собой как гражданско-правовую ответственность, так и уголовную — при условии нанесения правообладателю таким нарушением значительного (17620 грн) имущественного вреда.