Гражданская позиция персонала: урок САН Инбев Украина (обновлено)
Вчера MMR о том, что большинство присутствующих в Украине брендов предпочитают никак не комментировать ситуацию в стране. Одним из исключений является компания «САН ИнБев Украина», которая 19 февраля разместила на страницах своих брендов в Facebook (Bud, «Чернігівське» и др.) заявление о том, что в связи с трагическими событиями в стране она временно прекращает публикацию контента в своих сообществах. Однако на следующий день вокруг «САН ИнБев Украина» неожиданно разгорелся репутационный скандал.
Все началось с поста сотрудницы харьковского офиса компании Ксении Рябовой, которая заявила, что руководство запретило своим сотрудникам размещать в соцсетях сообщения, касающиеся событий в Украине.
Тему быстро подхватила «Економічна правда» и пользователи соцсетей (сообщение Ксении получило свыше 3,5 тыс. перепубликаций).
Спустя два часа после появления поста Ксении компания опубликовала ответное заявление, в котором, в частности, говорится, что «»САН ИнБев Украина» с огромным уважением относится к правам людей, а особенно своих сотрудников, выражать свободно свое мнение или точку зрения».
На данный момент Ксения Рябова сообщает, что работодатель извинился перед ней и конфликт исчерпан. Однако эта история определенно достойна внимания профессионального сообщества как кейс, и и MMR попросил PR-профессионалов его прокомментировать.
Ирина Филенко, СЕО и основатель коммуникационной группы PRT: Вполне достойный и достаточный ответ компании на ситуацию. Мое мнение: конфликт между сотрудником и работодателем исчерпан, похвальна оперативная реакция. Любое продолжение со стороны компании, дополнительное разъяснение ценностей и корпоративных принципов неуместно, будет вызывать волну раздражения и, что самое главное, носить оправдательный характер. Работодатель извинился перед сотрудником — это сильный поступок сильной компании, уважающей своих сотрудников, хороший пример для других работодателей.
Другим компаниям могу порекомендовать изначально занять конструктивную позицию — каждый из сотрудников вправе свободно выражать свое мнение, это личное мнение сотрудников. Относительно того, вне политики ли бизнес или активно в нем участвует — это совершенно другие решения, не затрагивающие личную свободу каждого. Конфликт произошел из-за переоценки отдельными должностными лицами «фактора кормильца» в жизни своих сотрудников. Лет десять назад никто бы даже не обратил внимания на такою ситуацию, сотрудник молча не согласился бы, но даже не стал бы предавать огласке. Это еще одна маленькая победа Майдана — «уважать себя заставил» — люди осознают свои права и свободы, не просто эфемерно разделяют принципы развитого общества, но готовы сами их отстаивать, например, на своем рабочем месте.
Маргарита Бондаренко, директор управления маркетинга и PR АО "Финростбанк": Компания опубликовала официальное обращение, что в связи с трагическими событиями в стране она временно прекращает публикацию контента в своих сообществах.
Было ли какое-то внутреннее распоряжение касательно запрета сотрудникам высказывать свое личное мнение? Достоверно неизвестно.
Считаю, что каждый сотрудник должен придерживаться social media police своей компании.
Мне до конца в деталях неизвестна ситуация, но, на первый взгляд, компания права, сотрудница — нет.
Что бы я могла посоветовать другим компаниям, чтобы они не попадали в подобную ситуацию? Все компании должны иметь разработанную и утвержденную политику поведения сотрудников в соцсетях.
Сотрудники, которые не согласны, должны как минимум не ставить в своем профиле место работы. Потому что, зафиксировав работодателя в профиле, человек так или иначе является амбасадором этого бренда.