«Агенти змін» рассматривают город как услугу. Что подразумеваете под этим и какой маркетинг необходим такой услуге?
Город как услуга — визия нашей организации. Мы видим город как лучшую услугу. Мы хотим, чтобы город предоставлял качественные возможности. Поэтому городом нужно заниматься как услугой по методологии и законам, которые используются, например, при проектировании пользовательского опыта в сервис-дизайне. Если пройтись по тач-поинтам — местам формирования опыта при взаимодействии человека с городом, — есть проблемы, которые чаще всего связаны именно с общественными пространствами. Во всех тач-поинтах человек должен получать хороший опыт. Для того, чтобы прийти к нашей визии, мы должны улучшить опыт, который формируется в пабликах. Поэтому наша миссия — проектирование лучших общественных пространств. Иначе город как сервис не заработает. Важно, чтобы как можно больше людей проводило как можно больше времени в общественном пространстве. Улица должна «работать» днем и ночью, удовлетворять потребности разных групп населения. Кажется, такой услуге не нужен маркетинг — когда люди увидят возможности, которые им предлагает город, поймут, насколько это круто. Если место спроектировано правильно, с учетом интересов разных групп пользователей, оно не нуждается в промо.
В портфеле «Агентів змін» уже более 20 реализованных проектов. Какой самый знаковый для вас и почему?
Нашим знаковым проектом является схема навигации в метро. Этот проект и объединил всех нас, «Агентів змін». Понятное дело, что после него было много других проектов. Сейчас самый масштабный — «Коло Подолу» — концепция развития общественных пространств Подола. Одна из задач проекта — объединить различных стейкхолдеров: бизнес, застройщиков, администрацию, коммунальные предприятия, дружественные нам организации, экспертов, жителей. Если общественное пространство Подола будет комфортным, выиграют все. Это win-win история для экосистемы игроков. Знаковым этот проект можно считать также потому, что в процессе работы над концепцией мы провели пространственные исследования, на основании которых и определили направление развития исторического района Киева.
Существуют успешные мировые примеры, когда один бренд влиял на развитие всего города и даже страны. К примеру, вспомним кейс Harpic в Индии, вследствие которого произошло значительное увеличение количества туалетов в бедных штатах Индии. Какие бренды уже позитивно влияют на Киев? Какие имеют все возможности для этого?
Показателен кейс нашего сотрудничества с Mastercard. Три стороны — Киевский метрополитен, Mastercard и «Агенти змін» — участвовали в создании информационной кампании по оплате проезда бесконтактными картами и разработке дизайна турникетов. Метро улучшило опыт своих клиентов — пассажиров, Mastercard получил органический и правильный PR, а мы — приблизились к достижению своей визии.
Исходя из нашей практики, могу сказать, что застройщики сильно влияют на развитие города. У них задача — создавать среду. К примеру, вышеупомянутый проект «Коло Подолу» мы делали совместно с компанией SAGA Development. Они одни из немногих застройщиков, кто понимает, что зона комфорта не ограничивается квартирой. Мне кажется логичным, когда застройщики вкладываются не только в квадратные метры, но и в среду. Также у нас был проект с одесским застройщиком, где мы разработали концепцию двора. Задача была непростой — жилой комплекс ARTVILLE находится рядом с «7-м километром» — необходимо было в ограниченном пространстве обеспечить жителей разнообразными активностями, а также привлечь других людей, необходимых для работы коммерции, расположенной на первых этажах ЖК. Мы придумали типологию «капсульного парка», разбив пространство на условные капсулы, которые жители могут наполнять активностями по своему усмотрению — это может быть зона барбекю, зона выгула собак, спортивный уголок.
С какими брендами видите ваше дальнейшее сотрудничество?
Наши интересы очень сильно пересекаются с застройщиками, наша общая цель — комфортная среда. Правильный застройщик должен вкладывать ресурсы в ее создание. Поэтому нам бы хотелось, в первую очередь, продолжать сотрудничать с ними. Но мы открыты ко всем интересным предложениям.
Как у вас происходит поиск партнеров?
Вначале весь процесс был немного хаотичным. Мы видели возможности и использовали их. Сначала договорились с Киевским метрополитеном, потом на нас вышли ребята из Киеврады, к нам обратился ЛУН. Мы делали проекты так, как считали нужным, собирая деньги с небезразличных людей и социально ответственного бизнеса, IT-компаний, в первую очередь. Поняв, что эти проекты сдвинули нас с мертвой точки, мы начали искать тех, кто готов платить за те идеи, которые соответствуют миссии и ценностям «Агентів змін». Так было с Mastercard, SAGA Development, ARTVILLE. Иногда к нам приходят бренды, иногда — мы к ним. Нет четкого алгоритма.
Какие челленджи ставят перед собой «Агенти змін»?
Мы понимаем: чтобы действительно хорошо сделать общественные пространства, нужны налаженные процессы. Мы выстроили нашу внутреннюю организационную структуру таким образом: у нас есть направления пространственно-социологических исследований и вовлечения, архитектуры и дизайна. Челлендж для нас — объединить все эти три направления в одном проекте. Мы хотим сделать пространство, спроектированное в соответствии с пространственным контекстом и потребностями людей, где организуем понятную навигацию, дизайн-код и коммуникацию. Дальше уже можно будет подключать такие направления, как мобильность, экология, история. Мой коллега Максим Головко как раз ведет курс об урбан-дизайне, где рассказывает о том, как правильно проектировать общественные пространства.
Мы видим, как в Киеве постепенно демонтируют рекламные конструкции и броские вывески. Какая заслуга в этом «Агентів змін»?
В первую очередь, это заслуга «Киеврекламы». Мы косвенно влияем на этот процесс — у нас есть несколько проектов про дизайн-код, мы как провайдер готовим понятные и адаптивные правила для тех, кто хочет держать свой фасад в порядке. К примеру, мы сделали концепцию упорядочивания «Пассажа», где дали рекомендации относительно размещения вывесок — если найдем заинтересованных лиц, обязательно реализуем данный проект. Мы готовы разработать ряд правил по размещению вывесок. Также мы разработали для ЖК «Автограф» застройщика DIM проект дизайн-кода. После того как застройщик построил дом и первые этажи отданы под коммерцию, местные бизнесмены начинают лепить большие «лас-вегаские» вывески. Их желание понятно, они таким образом хотят привлечь к себе внимание. Людям не нужен Лас-Вегас с 3D вывесками.Нужно найти баланс. Поэтому мы организовали воркшоп, где были арендаторы коммерческих помещений, представители застройщика и жители ЖК, где мы договорились, какими должны быть вывески, чтобы они были заметными, но при этом не портили симпатичные фасады. В итоге воркшопа появился документ со сводом правил для арендаторов помещений.
Как справляться с негативной реакцией жителей, которые не понимают, что броские вывески и многочисленные ларьки уродуют город?
Нужно трансформировать жителей с простых пользователей в соавторов проектов. Когда люди будут участвовать в развитии общественных пространств, ходить на слушания, интервью, воркшопы, создавать прототипы, тестировать их, не будет возникать вопросов, что хорошо, а что плохо. Задача — в привлечении к сотрудничеству всевозможных заинтересованных сторон, а не только представителей креативных профессий. Только таким образом возможно спроектировать и организовать пространство, чтобы максимальное количество людей проводили там максимальное количество времени.
Как вы относитесь к интеграции новостроек в исторические кварталы Киева?
Очень хорошо. Архитектура и дизайн должны быть честными, а не прятаться и маскироваться под что-то. Если мы будем строить дома «под старину», произойдет обесценивание зданий с исторической ценностью. Конечно, нужно вписаться в контекст, улучшить, а не испортить. Задача специалиста — учесть все это.
Один из ваших больших проектов — создание навигации в общественном пространстве Киева. По каким каналам коммуникации транслируете знание об этом проекте? Что из этого работает лучше всего?
Мы делали схемы метро и навигацию на некоторых станциях, включая навигацию на «Левобережной» к «Евровидению» и на «Олимпийской» к финалу Лиги чемпионов. Нам не нравится тенденция приурочивать запросы на городские изменения только под конкретные события. Но мы стараемся оперативно реагировать на все экстренные запросы. Совместно с Управлением туризма и компанией «Сервис Столица» мы сделали более 30 пилонов пешеходной навигации. У дизайнеров сейчас стоит задача протестировать, как она работает. Наши адресные таблички вскоре должны стать официальными. Это был некоммерческий проект, где мы смогли провести необходимое количество итераций, чтобы разработать правильное и протестированное решение.
Какой город в мире является для вас примером гармонии жителей с инфраструктурой?
Из тех городов, где я был, меня впечатлил Копенгаген с его новой типологией — на крыше мусоросжигательного завода открыли горнолыжный курорт. К тому же, этот завод экологически чистый и находится в черте города. Также на его территории есть трекинговый маршрут и стены для скалолазания. Это очень круто, инновационно и соответствует потребностям жителей: теперь кататься на лыжах можно прямо в городе на крыше само чистого мусоросжигательного завода.
Какой район/улица Киева соответствует вашему представлению о комфортном пространстве?
Пока никакой. Я хочу, чтоб у нас появились общественные пространства, где как можно больше жителей проводили бы как можно большее количество времени. У нас сложно на одной территории увидеть людей, которые работают, занимаются спортом, гуляют с детьми. Да, что-то похожее у нас на Почтовой площади. У нас просто нет лучшего. В нашей стране привыкли делать фонтаны, чтобы привлекать людей в открытые пространства. На этом пока все.
Какие пожелания у среднестатистического жителя Киева к городу?
Мне кажется, проблема в том, что уровень запроса на качество среды не очень высокий. Среднестатистический житель Киева, покупая квартиру, обычно учитывает стоимость квадратного метра и доступность к метро. И все — выбор сделан. Мало кто думает, как он будет проводить там время — качество среды является редким фактором, который влияет на выбор. Классной инвестицией в город было бы на уровне страны выдавать людям гранты, чтобы они могли какое-то время пожить в европейском городе и перенять их опыт. Иначе наши застройщики не будут вкладываться в инфраструктуру — они понимают, что квартиры и так купят. Чем больше людей захотят хороший паблик, тем быстрее мы достигнем своей миссии. Это выгодно как городу — будет приезжать больше туристов, так и бизнесу — это поднимет их продажи.
Назовите ТОП составляющих Киева, которые делают его брендом.
У Киева есть две большие ценности — вода и горы. Мне кажется, на этом сочетании можно строить бренд и развивать город, привлекательный как для жителей, так и для туристов. Наша задача в рамках проекта «Коло Подолу» — сделать комфортной набережную и горы, чтобы человек в пределах города имел возможность добраться до этих двух ценностей и интересно провести там время. Мне пока непонятно, каким видит Киев городская администрация. Нам всем необходимо договориться, каким должен быть Киев и как он развивается, сформировать стратегию города и уже после этого рассказывать об этом, разрабатывая его бренд.
Изменится ли городское пространство столицы через три года? Если да, что поменяется?
Мы этим и занимаемся. «Агенти змін» планируют и дальше реализовывать проекты. Застройщикам и городской администрации необходимо понять, что общественные пространства важны. Людям должно быть комфортно не только дома.