19 Ноя 2010, 09:14

Google плохо ориентируется

Google плохо ориентируется

Компания Google недавно запустила Hotpot — социальный и рекомендательный сервис на основе информационной базы Google Places. Запустила куда позже других игроков этого рынка — и возможно, слишком поздно. Почему так?

Функционально в Hotpot ничего нового: пользователи могут оставить свои рекомендации по разным объектам (например, памятникам архитектуры) или заведениям. На сайте есть фотографии объектов, их рейтинг и общее число проголосовавших. Когда пользователь самостоятельно выставит несколько оценок, сервис начинает рекомендовать места, которые ему могут понравиться. А в поисковой выдаче пользователь сервиса первыми увидит рекомендации своих «друзей».

Но почему Google сделал это так поздно? Социально-рекомендательная геолокация — безусловный тренд сезона. Состоявшихся проектов море, стартапов еще больше. Мой приятель, который занимается техническим отбором заявок в одном не самом маленьком венчурном фонде, рассказывал, что ему с сентября этого года предписали ставить «бан» на любые геолокационные предложения — даже если они ему очень понравятся.  

Foursquare, Gowalla, Yelp, Citysearch, Booya, BlockChalk и прочие SimpleGeo — это я перечислил только те самостоятельные сервисы, которые сразу пришли в голову. А вообще таких — с разными бизнес-моделями, аудиториями, фишками, но построенных на принципах геолокации и check-in — десятки.

Но Google, тем не менее, не торопился застолбить нишу. Еще два года назад у компании была следующая стратегия: специально обученные люди искали перспективные нишевые проекты с целью возможной покупки. Google развивал собственные технологии в сфере геолокации, но параллельно явно интересовался стартапами — пионерами в этой области. О том, что Google покупает сервис Yelp, некоторое время говорили как о свершившемся факте. Но в последний момент Google переговоры прекратила, причем не только с Yelp, но и с молодыми командами в других нишах.

Говорят, в компании решили неожиданно скорректировать подход: не пытаться адаптировать купленные сервисы под собственную модель, а создавать в рамках этой модели  технологические клоны. Стратегия эта понятна и обоснованна. Такому гиганту, как Google, легче создать свою фабрику клонов, чем закрывать ниши по крупицам. Это как компания Zara: весь мир ходит в ее одежде, которая, однако, сделана по лекалам лучших модных домов. Подчеркну: упрекать Google, самую инновационную интернет-компанию, в отсутствии собственных разработок никто не собирается; речь идет о стратегии копирования в тех областях, где рыночные модели уже очевидны.

Геолокация оказалась одной из таких ниш. Но к тому моменту, когда в Google о ней задумались, на рынке произошли серьезные перемены: главным конкурентом Google стал Facebook. Для крупнейшей социальной сети свой геолокационный сервис — это «то, что доктор прописал», — и за него в Facebook взялись серьезно, в том числе успешно переманив часть гугловских разработчиков. И где-то с начала этого года началась большая гонка «геолокационных вооружений». Мы не могли это наблюдать воочию, но по инсайдерским новостям это было очевидно. Информация о том, что один из игроков вот-вот покажет миру новый сервис появлялась пару раз в квартал. В обеих компаниях не хотели упускать последние наработки друг друга и пытались предугадать следующие шаги конкурента. Именно в этот период текучка кадров из Google в Facebook стала притчей во языцех в Кремниевой долине.

Google мог запустить что-то похожее на Hotpot еще в конце прошлого года, но стратегия «собрать у всех самое лучшее» и амбиции конкурента не давали поставить точку. Гонку же Google в результате проиграл: Facebook запустил свой сервис Places еще в августе.

Да и стоила ли игра свеч? С Facebook все понятно: это замкнутая в себе система, с четкой 500-миллионной аудиторией. Успех проекта  Places предрешен успехом самой социальной сети. Другое дело Hotpot — проект выходит на сформировавшийся рынок, где пользователи подобных сервисов уже нашли для себя удобный инструментарий. Признаюсь, сам я большой поклонник известного сервиса Foursquare: он мне нравится как инструмент, нравится и его бизнес-модель. В очередной раз перечислять его достоинства и недостатки нет смысла. Интереснее поговорить о безусловных достоинствах Hotpot, но это как раз сложнее.

Есть объективные преимущества: аудитория Google и ее маркетинговые возможности. Но как показали истории с Buzz и Wave, лояльность к любым новым предложениям не свойственна аудитории интернет-гиганта. Зато один недостаток точно есть — и он стоит многих преимуществ. В Google явно не хотят предлагать единого мобильного приложения для Hotpot. Сервис будет интегрирован с  Google Maps и Google Place, то есть, по сути, станет составной частью материнских технологий, а до их обновленных версий не каждый доберется.

Hotpot в его нынешнем виде больше похож на информационный сайт для туристов без гибкой интеграции с мобильными устройствами. Между тем, если и есть какой-то смысл в подобных сервисах, то именно в их мобильном обличии: сервис актуален там, где ты в данный момент находишься.

 

источник: slon.ru

Расскажите друзьям про новость

Новое видео