Google отвернулся от удачи
21 Авг 2012, 07:58

Google отвернулся от удачи

Google отвернулся от удачи

 

Google окончательно превратится в машину по зарабатыванию денег и достижению мирового господства, уничтожив романтичную и непрактичную кнопку «I’m Feeling Lucky», в русском интерфейсе — «Мне повезёт».

 

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Сама кнопка пока никуда не делась. Но блог Google Operating System сообщает, что теперь при наведении на нее мыши текст на кнопке меняется с несколькими возможными вариантами: «I’m Feeling Puzzled», «I’m Feeling Artistic», «I’m Feeling Playful», «I’m Feeling Hungry», «I’m Feeling Wonderful», «I’m Feeling Stellar», «I’m Feeling Trendy», «I’m Feeling Doodly». При нажатии на такую кнопку пользователь отправляется в раздел, посвященный тем или иным продуктам Google, или же на выдачу по тем или иным запросам. Например, «I’m Feeling Hungry» отправляет на выдачу поиска ресторанов.

 

До этого, нажав «I’m Feeling Lucky» на Google.com, пользователь попадал в раздел с «дудлами». Кнопка, таким образом, служила скорее развлекательным целям. В новом варианте — гораздо более прагматическим.

 

Дорогая игрушка
Еще в 2007 году было подсчитано, что Google недополучает из-за этой кнопки $110 миллионов годового дохода. Целый 1% поисковых запросов сопровождается нажатием на нее, после чего пользователь отправляется сразу на сайт, который Google выдал бы первым по этому запросу, минуя результаты поиска. Нет выдачи — не показывается реклама. Содержание кнопки было для Google сравнимо по затратам с бесплатной едой для сотрудников — на нее тратилось $72 млн в год (подсчет 2008 года).

 

В 2012 году эта сумма наверняка намного больше. Тогда, в 2007, Марисса Маер заявила, что кнопку Google всё равно убирать не будет. Без нее Google станет «слишком сухим, слишком корпоративным, слишком ориентированным на зарабатывание денег. А кнопка напоминает, что за всем этим стоят живые люди».

 

Марисса Маер в июле этого года ушла из Google в Yahoo, других апологетов напоминания о том, что за Google стоят живые люди, в компании, видимо, не нашлось. Если замеченная блоггерами функция появится у всех пользователей, кнопка станет сугубо практическим инструментом партизанской рекламы возможностей Google. По нажатию на нее начнет периодически показываться поисковая выдача, что позволит не терять столько рекламных денег.

 

История кнопки I’m feeling lucky — это зеркало истории всего Google, истории не столько технологической, сколько идеологической, отображение эволюции философии Google. Эта кнопка появилась вместе с Google, и, таким образом, существовала всегда.

 

История одной кнопки
В своей книге «I’m Feeling Lucky: The Confessions Of Google Employee №59» Дуглас Эдвардс пишет: «Мы сохранили эту кнопку как маленькую победу чувств и брендинга над холодной и неэмоциональной эффективностью». По замыслу Пейджа и Брина, эта кнопка символизировала их уверенность в совершенстве своей поисковой технологии: отправляя пользователя сразу на первый результат выдачи по запросу, она отправляла его на самый лучший сайт, который по этому запросу можно найти. «Можете даже выдачу не смотреть, вот то, что вам нужно».

 

В апреле 2011 года Ларри Пейдж сменил Эрика Шмидта на посту генерального директора Google и объявил «фокусировку на ключевых продуктах». Летом 2011 запустился один из самых важных продуктов последних лет: Instant Search, «мгновенный поиск», который не дожидается, пока пользователь введет запрос и нажмет кнопку «искать» (или «Мне повезет!»), а формирует выдачу, пока пользователь дописывает запрос. Кнопка «I’m Feeling Lucky» в условиях мгновенного поиска вообще работать не могла. И СМИ отчитались о том, что Google тестирует новый интерфейс — в котором отсутствует и она, и кнопка «Google Search».

 

Но тогда время еще не пришло. «I’m Feeling Lucky» появилась как ссылочка в поисковых подсказках, рядом с каждой подсказкой. Потом она оказалась под списком подсказок — так действительно логичнее, особенно потому, что если Google точно знает, что тебе нужен определенный сайт, на него можно будет перейти прямо из подсказки.

Забавно, что если в том положении, которое изображено на скриншоте, нажать кнопку «I’m Feeling Lucky», вы окажетесь на сайте, найденном по недописанному запросу. Демонстрацией всеведния Гугла или собственной везучести пользователя такой исход явно не служит.

 

Мы его теряем
Странную кнопку явно ждут дальнейшие перемены, но совсем исчезнуть она не должна. Это последний бастион «атмосферы стартапа», последний артефакт компании, официальный дресс-код в которой описывался следующим образом: «на вас должна быть одежда».

 

Проблема не в том, что Google меняется, что он давно уже не стартап парней из гаража, а взрослая серьёзная компания, которой руководит бизнес-логика, а не мечты изменить мир. Проблема в том, что взрослых серьёзных компаний вокруг очень много, а таких, каким был Google в ранние двухтысячные, очень мало. Однако, Google смог стать серьёзной компанией как раз благодаря тому, что был этим «гаражным стартапом», где правили программисты, а отдел маркетинга был маленьким, скромным, постоянно вымаливающим хоть какой-то бюджет и не мечтавшим о том, что когда-нибудь маркетологи будут говорить программистам, что делать. Именно такие компании порождают Бринов и Цукербергов, именно в Google, а не в Microsoft, мечтает работать обучающийся программированию школьник. Как говаривал самизнаетекто, «stay hungry stay foolish».

 

У Google тоже был красивый девиз — Don’t be evil. Сейчас на странице «Во что мы верим» раздела «О Компании» мы найдем современную версию этого девиза: «You can make money without doing evil». Вместо категоричного «не делай!», дипломатичное «мы верим, что можно и без этого». Причем весь текст, расшифровывающий этот принцип, посвящен исключительно рекламе. Реклама у Google — релевантная, демократичная и ненавязчивая, вот всё, что осталось от «Don’t be evil».

 

Забавно, что саму фразу «Don’t be evil» придумал в 2000 году Paul Bucheit, будущий создатель Gmail. Он произнес ее на собрании, посвященном выработке внутренней этики Google — то есть, этот принцип должен был описывать отношения гуглеров друг к другу, а не к людям из остального мира. Но фраза была отвергнута, правила общежития были написаны скучным языком кадровиков — «относитесь друг к другу с уважением», и всё такое. Дизайнер Amit Patel обиделся за красивое высказывание и сделал его внутренним мемом, банально исписав им все поверхности в офисе с помощью несмываемого маркера.

 

С волками жить…
В книге Эдвардса, откуда взята эта история, есть и пример того, как он лично применил принцип «Don’t be evil» к собственной работе. Это случилось, когда появился Google Toolbar. На этом тулбаре есть индикатор Page Rank, который показывает значение этого показателя у сайта, на котором находится пользователь. Чтобы показывать PR, тулбару надо знать, на каком сайте находится пользователь. Google очень хотелось видеть, на какие сайты ходит его аудитория. Эдвардс решил, что важно предупредить пользователей, что Google будет получать информацию об их веб-серфинге и успокоить насчет анонимности и защищенности этих данных. И вот какой текст он написал, чтобы успокоить озабоченных «слежкой» пользователей:

 

 

Можете себе представить, чтобы Mail.ru или Яндекс при установке своего тулбара большими красными буквами писал «ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Этот софт будет посылать нам информацию, установит на ваш компьютер Защитника, поменяет настройки и не даст их потом менять вам»? Да и Google сейчас как-то избегает таких настоятельных просьб узнать, что и куда посылает Chrome.

 

Непозволительная роскошь экспериментов
Одной из главных примет эпохи «правления» Пейджа стала регулярная волна закрытия сервисов. В официальном блоге Google эти закрытия иронично именуются cleaning — «зачистки», а закрываемые сервисы — это, значит, что-то вроде мусора, неприятного и ненужного, который надо вымести. На самом деле, закрытие закрытию рознь — некоторые продукты сливаются друг с другом, некоторые становятся донорами технологий для нескольких других, некоторые переименовываются.

 

Но, например, закрытие Google Labs — это именно закрытие. Не просто перестал существовать сайт, на котором посторонние пользователи могли посмотреть на экспериментальные разработки сотрудников Google, созданные в 20% «свободного» времени. Свернуты были сами эксперименты, как деятельность, не вписывающаяся в приоритеты компании. Из «Лабораторий», возникших в 2002 году, выросло немало успешных продуктов Google: Maps, News, Alerts, Reader, Docs и Trends. Кстати, яндексовская лаборатория, «Яндекс.Нано», тоже закрылась, по крайней мере, от публики.

 

Что касается знаменитых 20% — они, похоже, тоже под угрозой. Эта превратившаяся в мем цифра означает, что в Google каждый сотрудник может один день в неделю (или пятую часть рабочего времени) заниматься работой, «которая не входит в его обязанности» — реализовать какую-то идею в рамках Google или помочь в развитии своего любимого сервиса. Программист Michael Church в своем посте «Почему я ушел из Google» безапелляционно заявляет: «20% time is dead». Он пишет, что в 2009-2011 Google решил нанять «настоящих управленцев» и пополнил штат менеджерами из «взрослых компаний», например, Oracle, IBM и Intel. Взрослые менеджеры порушили Google всю культуру, в частности, занижали программистам оценки продуктивности, если им казалось, что двадцатипроцентный проект их «отвлекает».

 

 

В комментариях появились мнения, что с 20%-временем всё в порядке и мнения, что таки нет, не в порядке. Необходимость того, чтобы менеджер утвердил двадцатипроцентный проект, тоже казалась некоторым нарушением идеи — в оригинале сотрудник мог сам свободно выбирать.

 

Новая система координат
Конечно, потери всех этих милых штучек вроде закона 20% или правила не быть злым — это не суть, а проявление важных вещей, которые происходят с Google. В последние годы у компании изменилась стратегия. Фокус внимания компании сейчас на двух продуктах — Android и Google+.

Когда Google был маленьким, его основным продуктом был поиск, а конкурентами — корпорации-динозавры Yahoo и Microsoft. Но конкуренции как таковой там по сути не было — у руководства Yahoo был совершенно непоисковый менталитет, взгляд на вещи, который бы не позволил им сделать второй Google, а отношения с Microsoft вообще были основаны на шутках и мемах про корпорацию зла. Были Altavista, AskJeeves, но Google победил их за явным преимуществом — просто потому, что сделал лучший продукт.

 

Comscore ежемесячно меряет изменение долей поисковиков на американском рынке. И уже не первый десяток месяцев динамика выглядит примерно так:

 

В поиске Google ни за кем не надо бежать и ни от кого не надо отбиваться, конкурирует он только сам с собой. Зато на рынке мобильных ОС он вынужден соревноваться с Apple, а на рынке социальных сетей — с Facebook. Да-да, мы помним, Google+ — не соцсеть, а «социальный слой», охватывающий все продукты, бла-бла-бла. Но факт в том, что впервые за много лет у Google появились серьёзные соперники, перспектива победы над которыми пока очень смутна, а поражение грозит серьёзными неприятностями. Может быть, в этой борьбе как раз не стоило жертвовать своей индивидуальностью, а может, без этого нельзя, и будет даже лучше. Поживём-увидим, если нам повезёт.

 

Расскажите друзьям про новость