Головокружительное развитие с недостаточным качеством
28 Янв 2007, 22:00

Головокружительное развитие с недостаточным качеством

О смене подходов, усилении конкуренции, возможных дебютах, влиянии постепенного запрета рекламы алкоголя и табака на печатный рынок и о том, что есть в украинском издательском бизнесе такого, что не снилось ни одной европейской стране, рассказывает Алексей Погорелов, генеральный директор Украинской ассоциации издателей периодической прессы

Головокружительное развитие с недостаточным качеством

Как вы в общем можете оценить развитие рынка периодической прессы в этом году?Я бы назвал 2006 годом смены подходов и усиления конкуренции. То есть преддверием будущих изменений. И если то, что происходило на рынке в 2006 году, видели, главным образом, профессионалы, то уже в следующем году результаты начнут видеть и читатели.В качестве иллюстрации могу сказать, что в целом ряде издательских проектов во второй половине 2006 года произошла смена топ-менеджмента (например, газеты Коммерсант, Сегодня и Экономические Известия, журнал Компаньон… и это далеко не полный список). А смена топ-менеджмента в компаниях, где в конечном результате велика роль индивидуумов и где капитализация компании на 80% состоит из рыночных способностей людей, которые составляют костяк команды, означает высокую степень вероятности изменения рыночных стратегий.Кроме того, в 2006 году на рынке появилось довольно много новых игроков – газеты 15 минут, Блик, журналы Деньги.ua, Фокус и другие. Все это – весьма качественные продукты с довольно серьезными инвестициями, и, конечно же, они усилили конкуренцию в тех сегментах, куда они вышли.Скажите, какие, по вашему мнению, события имели наибольшее значение на развитие печатной прессы в 2006 году?Изменение метода сбора информации и представления результатов MMI Ukraine. В единый продукт (MMI) были объединены два существовавших ранее (MMI и PMI). В результате для изданий со, скорее, специализированными аудиториями (например, деловые) выросла погрешность результатов. С другой стороны, для изданий с широкими аудиторями качество информации выросло, поскольку была расширена география исследования (в него попали города с населением от 50 тыс. жителей). Что, безусловно, повысило точность медиапланирования для этих изданий.Заседание Правления WAN в Киеве. Это событие позволило Украине показать себя с лучшей стороны мировому издательскому сообществу. Издатели, входящие в правление Всемирной газетной ассоциации, своими глазами увидели Киев – одну из красивейших и старейших европейских столиц. Также они услышали от президента Украины его оценку изменений, происходящих в стране после оранжевой революции. И, наконец, они убедились, что уровень организации событий, к которому они привыкли, собираясь в разных странах мира, в Украине соответствует принятым европейским стандартам. В результате Украина перестала быть «белым пятном» для мирового издательского сообщества, и в сборнике Мировые тенденции в прессе 2007, который выйдет к лету нынешнего года, Украина будет представлена не хуже, чем развитые издательские страны.Существенное увеличение местными властями ряда городов платы за аренду земли и коммунального имущества, что в результате привело к повышению расценок на услуги розничных сетей, торгующих печатными СМИ. И в итоге – к подорожанию некоторых СМИ.Фактически такие действия местных властей по отношению к отрасли в целом (от распространителей до издателей) привело к ухудшению доступа граждан Украины к информации в независимой прессе. И не приветствуется ни издателями, ни розничными компаниями, ни УАИПП.Какие основные тенденции вы бы выделили в 2006 году?Увеличение числа качественных изданий на рынке и усиление конкуренции между ними;– формирование нескольких крупных медиахолдингов;– продолжение роста зарплат в отрасли при по-прежнему большом дефиците квалифицированных специалистов на всех уровнях – от журналиста до топ-менеджера издательства.Фактически в 2006 году произошел качественный переход в развитии издательской отрасли. На рынке почти не осталось мелких и случайных игроков. И следующим этапом должна стать дальнейшая специализация изданий, их более точное нацеливание на аудиторию. Что потребует повышения профессионализма издательских команд, журналистов и повышения точности медиаизмерений и исследований.Скажите, какие ваши прогнозы относительно развития печатных СМИ в 2007 году? Печатные СМИ будут развиваться и будут бороться за свою аудиторию.Если по сути, то в 2007 году печатным СМИ как отрасли придется побороться за:– увеличение чтения и увеличение размеров своей аудитории (борьба с ТВ и Интернет);– переключение внимания рекламодателей с исключительно места издания в рейтинге на размер и состав аудитории. Привлечение внимания рекламодателей к тому неоспоримому факту, что печатные СМИ радикально отличаются от остальных СМИ и каналов коммуникации тем, что имеют весьма четко очерченную аудиторию. Чем и ценны для рекламодателя по сравнению с другими каналами коммуникаций;– усиление конкуренции между издательскими холдингами, продолжение поглощения крупными игроками мелких, увеличение числа профессиональных нишевых профессиональных игроков-издательств;– усиление позиций региональных СМИ. Возможно, даже создание объединения региональных СМИ – для упрощения процесса получения бюджетов от «всеукраинских» крупных рекламодателей.Прогнозируете ли вы какие-либо существенные изменения в издательском бизнесе в следующем году?Да. Если народные депутаты все же решат запретить рекламу алкоголя и табака в прессе в любом виде, то издателям нужно будет всерьез задуматься об источнике компенсации части потерянных доходов.Также на снижение рентабельности издательского бизнеса повлияет увеличение затрат на логистику тиражей внутри сетей Союзпечатей. Кроме того, поскольку в следующем году издателям вряд ли удастся найти средство борьбы с ростом зарплат журналистов и редакторов, то они будут вынуждены повысить качество управленческого учета и научиться «видеть» финансовые результаты по каждому изданию в каждый текущий момент времени (хотя бы по итогам месяца).За последние два года значительно выросло количество изданий. Скажите, а что можно сказать о повышении качества? Какая динамика, и какие сдерживающие факторы?Рекламный рынок в Украине вот уже четвертый год подряд растет с головокружительными 30% в год. Такие темпы роста не снились ни одной европейской стране. Поэтому число новых изданий в Украине увеличивается, и будет увеличиваться. Автоматически будут возрастать требования рекламодателей к качеству продукта.Уже сейчас издатели чувствуют, что продукт с посредственным качеством является убыточным, и решение о продолжении выпуска или о закрытии издания принимается намного быстрее, чем это было еще пару лет назад. Рынок уже не позволяет существовать изданиям, концепция которых размыта или плавает от номера к номеру.Но качество журналистики все еще оставляет желать лучшего. Все еще не стало правилом перепроверять информацию, еще мало публикуется по-настоящему уникальных новостей и неоправданно много новостей, так или иначе происходящих из одного источника. Недостаточно жесткой является конкуренция между журналистами и их материалами, и главные редакторы еще довольно часто думают не над тем, какой из материалов поставить в полосу, а чем закрыть «дыру» в полосе. И потому неглубоких и неточных публикаций все еще очень и очень много.Как известно компания GFK Ukraine выиграла тендер на проведение исследования, цель которого – предоставить более точную информацию об аудитории деловой прессы. Как вы к этому относитесь? Как это может повлиять на рынок?Исследование аудиторий деловых СМИ – это прекрасный дополнительный инструмент, который получат как заказчики исследования (то есть издатели СМИ, оплатившие его), так и рекламные агентства, осуществляющие медиапланирование в эти СМИ. Наконец, рекламодатели смогут весьма точно нацеливать свои рекламные сообщения в разные аудитории читателей деловых СМИ. Я считаю, что наличие данных этого исследования в совокупности с данными MMI позволит деловой прессе осуществить прорыв: столь существенное повышение точности нацеливания рекламных сообщений позволит деловой прессе реально конкурировать с ТВ. Ибо теперь рекламодатель получит все основные параметры для планирования кампании: из данных MMI – размер аудитории одного номера, а из данных этого исследования – описание аудитории. Предпочтения аудитории будут сформированы из данных, объединенных из обоих исследований.                

Расскажите друзьям про новость