Go West, или приключения украинцев в Казахстане
14 Янв 2016, 10:44

Go West, или приключения украинцев в Казахстане

Если кто-то еще не находил ответ на вопрос, почему наш креатив мигрирует на Восток — то вот он

Многие украинские диджитал-специалисты, рекламщики и дизайнеры уезжают или уже давно обосновались гораздо восточней Киева – в Алматы. О том, что такого привлекательного в казахском рынке для украинских специалистов, рассказывает CEO Pioneer Design Studio, Евгений Баздырев.   

Евгений Баздырев
CEO Pioneer Design Studio

На постсоветском рынке рекламы, диджитала и дизайна Казахстан – особая тема. Там нет такого количества профессионалов, как в Украине, но казахские рекламные бюджеты скоро догонят российские. При этом все три рынка тесно взаимосвязаны, хоть и находятся на разных уровнях развития.

Первые крупные рекламные агентства и филиалы иностранных холдингов появились на казахском рынке совсем недавно – всего несколько лет назад, в то время как украинская креативная индустрия ушла далеко вперед – у нас гораздо больше агентств и профессионалов. А основной проблемой Казахстана на пути к диджитал-олимпу стала нехватка местных специалистов. 

Именно поэтому в последние годы казахи стали массово привлекать зарубежных рекламщиков и маркетологов – преимущественно украинцев. Такое сотрудничество пошло на пользу обеим сторонам, поэтому трудовая миграция креативщиков в Казахстан сейчас в самом разгаре. 

Украинский десант

Диджитал и креатив – сферы, развитые слабо в Казахстане на сегодня. Местный бизнес осознает, что диджитал-инструменты становятся незаменимыми для потенциально успешных проектов. А в Украине к 2015 году диджитал-коммуникации составляют основные статьи затрат в рекламе, это самое перспективное и востребованное направление. Именно поэтому украинские профессионалы – лучший вариант для казахов, которые очень активно приглашают иностранцев на топовые позиции в агентства или холдинги – они не видят ничего зазорного в том, чтобы таким способом перенимать опыт у зарубежных коллег и развивать собственную индустрию. Многие украинские рекламщики и дизайнеры перебираются в Алматы  открывают там филиалы своих агентств или работают над проектами для казахского бизнеса. 

Когда много профессионалов начинают активно работать на одном рынке, здоровая конкуренция гарантирована. Это и обеспечивает развитие казахского рынка рекламы и диджитал. 

Креатив по-казахски

В последние годы в Казахстане создавался диджитал-продукт не самого высокого качества, но за неимением альтернатив и возможности сравнивать, это все работало. Сейчас, с приходом украинских специалистов, и с развитием казахского бизнеса, стало очевидно, что качество должно быть более высоким, иначе продукт просто не выдержит конкуренции. Казахи переняли от украинских специалистов умение рассматривать диджитал и дизайн не просто как дополнение, а как полноценный бизнес-инструмент. Это заметно, например, по внешнему виду казахских интернет-сайтов – некоторые до сих пор выглядят так, как будто за окном 90-ые. Хотя в основном понятно, что отрасль стремится к современным стандартам. Широко используются landing pages, активно создаются мобильные приложения, дизайн становится более продуманным и сложным.

Все это соответствует запросам местного потребителя, более требовательного и осведомленного, чем раньше. Маркетинг, диджитал и дизайн работают в первую очередь на e-commerce, набирающий популярность в Казахстане.

Диджитал-интструменты используются в борьбе за лояльность и узнаваемость, а образовавшаяся конкуренция подстегивает к созданию все более интересного продукта. 

Большим идеям – большие бюджеты

Если спросить у наших рекламистов и дизайнеров, перебравшихся в Алматы, чем их привлек Казахстан, ответ будет очевидным – там больше денег. И больше возможностей. Ко всему

прочему, рост экономики Казахстана совпал с кризисом в Украине, и это заставило многих украинских профессионалов задуматься о переменах. Конкурентная заработная плата и радужные перспективы – именно то, чего не хватает украинскому рынку. А в Казахстане украинцам, приезжающим работать на топовых позициях, сохраняют тот уровень заработка, который они имели дома до кризиса. С учетом экономического кризиса в Украине, это существенный плюс.

Сейчас все способствует развитию всех сфер экономики и бизнеса – самый низкий уровень инфляции за всю историю существования государства, мощный поток прямых инвестиций во все сферы, включая рекламу и дизайн. При этом в Казахстане существенно меньше населения, чем в Украине, а финансовые вложения в диджитал и маркетинг примерно одинаковые. Таким образом, проекты легче создаются и продаются.

Государственная поддержка

Казахстан – одна из немногих стран на постсоветском пространстве, где государство помогает бизнесу не формально, а реально поддерживает инновационные проекты и молодые отрасли, оказывая не только административную, но и финансовую помощь. 

Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан регулярно выдает государственные гранты, спонсирует специализированные конференции и выставки. К тому же, недавно Казахстан упростил процедуру регистрации предприятий, что позволяет зарубежным агентствам и компаниям открывать больше своих филиалов в Алматы. В целом, ведение бизнеса в Казахстане гораздо проще за счет внедрения так называемого «электронного правительства». В Казахстане многие бюрократические процедуры проводятся в электронной форме, что существенно упрощает жизнь.

 

Расскажите друзьям про новость