GFK+TNS=Глобальное объединение
Правления компаний GfK Group и Taylor Nelson Sofres (TNS) объявили об условиях своего слияния на мировом уровне. В результате этого объединения будет создана вторая по величине в мире исследовательская компания под названием GFK-TNS plc. Для украинского исследовательского рынка это может повлечь изменение расстановки сил. И TNS Ukraine (исследует аудиторию прессы и радиостанций), и GfK Ukraine (изучает аудиторию телеканалов) являются самыми крупными игроками, объединение которых, по мнению ММR, приведет к монополизации как минимум этих сегментов исследовательского рынка. Прокомментировать ММR сложившуюся ситуацию TNS Ukraine отказалась, сославшись на то, что сделка еще не завершена на мировом уровне. В GfK Ukraine оказались более сговорчивыми. «Слияние позволит клиентам воспользоваться масштабом, когда объединенная компания сможет проводить более крупные проекты в более сжатые сроки и с меньшими расходами», — отметила Евгения Егорова, менеджер по развитию бизнеса компании GfK Ukraine. Кто может возглавить объединенную структуру, участники рынка пока затрудняются назвать. Если главным критерием при выборе руководителя будет публичность кандидата и его авторитет на рынке, то, по мнению MMR, наиболее вероятным претендентом является Николай Чурилов, генеральный директор TNS Ukraine. Однако возможен вариант назначения и с головного офиса уже GfK-TNS. О том, что слияние более чем вероятно, свидетельствует отказ GfK Ukraine участвовать в тендере по исследованию деловой прессы, хотя в прошлом году они не раз высказывали противоположное желание. Скорее всего, компания знала о возможном объединении с TNS и не хотела конкурировать со своим будущим партнером. Еще одним подтверждающим аргументом может служить тот факт, что GfK Ukraine не продлевают арендную плату офиса, наверняка готовясь съехать в общее помещение. Одним из главных вопросов, который придется решать руководству GfK-TNS, станет выбор методики исследований. У обоих игроков свои авторские методики для одних и тех же рынков, и какую компания будет предлагать клиентам — пока также не известно. На данном этапе управляющим советов GfK и TNS предстоит убедить акционеров в том, что слияние их компаний принесет выгоду обеим сторонам. Согласно планам, процедура объединения GFK и TNS должна завершиться в течение четвертого квартала 2008 года, если инициативу поддержат акционеры обеих компаний и она будет утверждена регуляторными органами. Заключив сделку, TNS предложит 11,7 новых акций за каждую акцию GfK, таким образом, в руках каждой группы акционеров окажется около 50% объединенной компании. Первый листинг состоится в Лондоне, второй — во Франкфурте. Болезненность процесса объедения этих игроков отмечают другие исследовательские компании. «Если TNS и GFK удастся не потерять в процессе слияния все лучшее, накопленное за годы работы в Украине, — исследовательский рынок приобретет нового сильного игрока. Однако слияние двух разных корпоративных культур, двух команд, которые не один год конкурировали друг с другом, — сложный процесс», — говорит Елена Попова, исполнительный директор InMind. Другие участники рынка добавляют, что появление одного столь крупного игрока приведет к повышению расценок на исследовательские услуги. «И здесь в первую очередь необходимо ожидать реакции клиентов. Как показывает опыт, клиент на сегодняшний день не готов к повышению затрат на исследования рынка»,- считает Эдуард Золотухин, директор member of ESOMAR. Что же касается распределения сил между украинскими компаниями, акционеры GfK и TNS будут владеть равной долей акций GfK-TNS, приблизительно по 50%. Добавим, что если бы компании объединились на мировом уровне в 2007 году, их совместный оборот составил бы 1,9 млрд. фунтов стерлингов, скорректированный операционный доход — 218,4 млн. фунтов стерлингов, а коэффициент прибыльности достиг бы 11,7%. Между тем GfK-TNS планирует в средне-срочной перспективе добиться увеличения коэффициента прибыльности до 15%, а после трех полных лет совместной деятельности — сократить издержки с 94 до 76 млн. фунтов стерлингов.