GfK поделилась исследованием телеканалов
Компания GfK Ukraine, которая оказалась вовлечена в скандал с утечкой данных об исследовании аудитории телеканалов, не будет участвовать в установочном исследовании, сообщила «Ъ» исполнительный директор Индустриального телевизионного комитета (объединяет крупнейшие телеканалы и рекламные агентства) Екатерина Котенко.
До сих пор в течение последних десяти лет контракты на все исследования ТВ-аудиториии имела GfK Ukraine. На основании этих данных осуществляется продажа всей телерекламы в стране.
Однако в этом году в тендере на проведение установочного исследования победил Киевский международный институт социологии (КМИС), рассказал источник «Ъ» в ИТК. Госпожа Котенко не подтвердила, но и не опровергла эту информацию. «Мы не разглашаем пока итоги тендера. Единственное, что могу сказать — в нем победила не GfK Ukraine»,- добавила она.
Весь контракт с GfK Ukraine оценивался в сумму свыше $2 млн в год. А потенциальный контракт с КМИС может составить 10-15% этой суммы, добавляет менеджер одного из телехолдингов.
В GfK Ukraine говорят, что даже не принимали участия в тендере. «ИТК уже давно собирался разделить работы по проведению установочного и панельного исследований»,- отметила глава медиадепартамента GfK Ukraine Ольга Росманова.
Екатерина Котенко утверждает, что смена оператора установочного исследования не влияет на возможность смены панельного оператора. «Никаких других тендеров мы не объявляли»,- говорит она. А Ольга Росманова отметила, что контракт ИТК с GfK Ukraine заключен до 2014 года. Однако источники «Ъ» в ИТК утверждают, что фактически начата подготовка к объявлению основного тендера. «Тендер на панельное исследование будет объявлен до конца года. Это длительный процесс, сейчас необходимо провести два предварительных исследования — установочное и дизайн выборки»,- поясняет собеседник «Ъ».
Именно КМИС проводил установочное исследование в 2002 году, когда ИТК заключала десятилетний контракт с GfK Ukraine, вспоминает менеджер одного из телехолдингов. «Установочное — то есть очень большое и дорогое исследование с опросом до 20 тыс. респондентов — проводят, в том числе чтобы сменить панель. Для этого обычно привлекают крупного социологического исследователя»,- отмечает собеседник «Ъ». Фактически во время установочного исследования определяются параметры панельного исследования — количество зрителей, их социодемографические показатели и др.
О возможной смене исследователя телеканалы сообщили после скандального заявления директора канала RuMusic Рудольфа Кирноса, предъявившего доказательства того, что в GfK произошла утечка информации в пользу частной структуры, которая предлагала каналам услуги по завышению их зрительской аудитории. В ИТК и GfK Ukraine сейчас проводят расследования по данным фактам. Однако руководители телеканалов утверждали, что доверие к исследователю подорвано, и оператора необходимо срочно сменить.
В предыдущем тендере, проходившем в 2006 году, кроме GfK Ukraine, принимали участие компании TNS Ukraine, AGB Ukraine (сейчас Nielsen), InMind и «Медиа-Икспенс». По данным участников рынка, первые три компании уже отправили ИТК свои предложения. Впрочем, госпожа Котенко утверждает, что официальных заявок комитет не принимал и не рассматривал.
Однако если контракт с КМИС окажется долгосрочным, у GfK Ukraine больше шансов сохранить соглашение на панельное исследование, считают участники рынка. «Фактически в этом случае базу данных для составления выборки будет делать КМИС, он же должен контролировать качество исследования. К тому же услуги GfK Ukraine после такого скандала могут обойтись рынку дешевле»,- отмечает менеджер одного из телеканалов.