Генеральный директор Publicity Creating Валерий Курейко об ошибках в сфере информационной политики
Рано или поздно подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом произойдет, и очень важно, чтобы наши украинские компании были к этому готовы. Чтобы остаться на рынке, им нужно будет выработать концепцию поведения во время и после подписания соглашения. Для этого потребуется как минимум обновить свою маркетинговую стратегию, проработать вопросы возможного репозиционирования и антикризисного реагирования в условиях ожидаемого роста конкуренции со стороны зарубежных компаний и брендов.
Сейчас у руководства большинства украинских компаний отсутствует воля и желание целенаправленно заниматься информационной политикой, разработкой пиар-стратегий и информационных моделей. Проблема также и во внедрении наработанной концепции: она откладывается в долгий ящик, а это, в итоге, сказывается на доходах и приводит к потере клиентов. Существует большая проблема с отсутствием спикеров — представителей компаний из числа владельцев, руководителей или топ-менеджеров, которые могут выйти перед журналистами, общественностью и убедительно заявить позицию компании. Согласитесь, таких спикеров как Петр Порошенко, который реально может защитить репутацию своего бренда и убедить широкую аудиторию, у нас считанные единицы.
Надо учесть, что международные компании обычно приходят в Украину с готовыми концепциями, квалифицированными спикерами и являются открытыми для общения со СМИ.
Чтобы создать свою концепцию украинцам нужно следовать четкому плану. В ней, как правило, есть определенная история о том, что собой представляет компания, указаны пути и каналы, по которым будет двигаться информация, существует раздел, который непосредственно связан со спикерами. Также должен быть отдельный раздел, посвященный тренингам, поскольку нужно готовить специалистов, которые могли бы грамотно представить компанию с учетом анализа происходящего.
Составной частью пиар-стратегии должна быть коммуникационная платформа и информационная модель, которая определяет ключевые месседжи, которые затем транслируются в релизах, статьях, на мероприятиях и т.д.
Обязательно должны быть установлены цели и задачи, к которым компания стремится в ближайшие полугодие, год, пять лет, и поэтапный план их достижения. Поэтапность здесь обязательна — мы четко должны знать, что делаем в этом квартале, в этом полугодии и к чему придем к концу года.
Концепция работы на европейском рынке сложнее стратегии ведения бизнеса в Украине, поэтому важно заранее наметить перечень стран, в которых планирует работать компания. Еще одна сложность в том, что нужно тщательно изучить законодательство страны, в которую мы ведем компанию, понять ситуацию в медиа, разобраться кто является опинион-лидерами и т.д.
Для того, чтобы информационно вывести компанию на европейский рынок в среднем рассматривается бюджет от $50 тыс. до $100 тыс. на одну страну, в зависимости от специфики государства, близости его к Украине. Но если брать, например, Германию или Великобританию, то, безусловно, сумма может вырасти в разы.
Если компании удастся пробиться на рынок Европы, то недостаточно будет просто поддерживать имидж. Его нужно будет активно развивать — вести за собой журналиста, потребителя, покупателя, партнера, которые будут указывать на ошибки или подсказывать. Нужно постоянно информировать о том, что компания сделала и чего добилась, подтверждать свою успешность и обязательно — корпоративную социальную ответственность.
Для мелкого и среднего бизнеса концепция должна быть немного другой. Для начала нужно развить свой бизнес во всех областях Украины. Только после этого можно начинать выходить на несколько стран — обычно это Молдова, Беларусь, Казахстан, а также Грузия и другие страны. После чего можно расширяться и далее.
Но для того, чтобы остаться на внешних рынках — одной качественной продукции недостаточно. Мы далеко не уйдем без креатива и новизны — покупатель, СМИ, общественность постоянно хочет попробовать что-то новое и модное.