Газеты в США: ситуация стабильна, но перспективы туманны
По итогам 2012 года, впервые после глубокого спада, который начался в 2007 году, печатные СМИ могут смотреть в будущее с капелькой оптимизма.
1. Компании вступили на новый путь: начали экспериментировать с множеством новых источников дохода и стали задумываться об организационных изменениях. Некоторые из представившихся им ярких возможностей — в том числе развитие маркетинга в социальных сетях — слишком абстрактны, чтобы сильно повлиять на всю отрасль. При этом именно они позволяют многим компаниям стабилизировать свой доход.
2. Технология платного электронного контента, которая внедрена уже в 450 из 1380 ежедневных газет страны, работает не только на New York Times, но также и на малые и средние местные газеты. При постоянном росте розничных цен и цен на подписку, доходы от платного доступа к цифровым версиям держатся на одном уровне или растут. Вместе с другими эти новые источники доходов добавляют баланс в портфель компаний, спасая его от исторически сложившейся чрезмерной зависимости изданий от рекламы.
4. Следует обратить внимание, что и газеты, поступающие в продажу по низкой цене, все еще находят своих покупателей. В частности, инвестиционный фонд Уоррена Баффета Berkshire Hathaway купил в своем родном городе Омаха все 63 ежедневных и еженедельных издания группы Media General (за исключением структуры Tampa Tribune и ее еженедельников), пополнив свой портфель в начале 2013 года еще несколькими газетами. Баффет и другие инвесторы считают, что печатные издания имеют перспективу, особенно малые и средние издания, а также уверены, что все издательские организации могут оставаться прибыльным.
5. Даже ухудшение в общей экономике страны помогает отрасли. Отток рекламодателей из печатных СМИ в новые медиа заметно уменьшился в годы экономического спада (с 2007 по 2010 год). В 2012 году автомобильная реклама вернулась в печатные издания, а некоторые рынки, такие как недвижимость в Майами, начинают свое восстановление именно в подаче рекламных объявлений.
Все эти положительные изменения, однако, лишь позволяют надеяться на улучшение, а не демонстрируют его. Основные показатели не меняются. Рынок сократился больше чем в два раза с лучших своих времен. Поэтому значительная опасность для многих издателей сохраняется:
1. Реклама в печати падает шестой год подряд; в 2012 году она не просто снизилась — а обрушилась на 7,3% или $1,5 млрд. при медленном росте экономики. Реклама в национальных изданиях еще очень слаба — корпорации вкладывают свои доллары в другие платформы.
2. Цифровая реклама, в настоящее время составляет до 15% от общего рекламного дохода газет. И за последние два года она, хотя и выросла, не приблизились к порогу покрытия убытков от снижения количества печатной рекламы. И это при том, что объем ее увеличивается, а цены снижаются
3. Пока издательские холдинги всеми силами старались приучить аудиторию читать новости с мобильных устройств, и смартфонов в частности, доходы от рекламы на девайсах еще не материализовались. Мобильная реклама может стать сильным разочарованием, поскольку компании сосредоточены на разработке и распространении приложений, а не на внедрении системы рекламных объявлений, которые работали бы на доходы вместе с новостями.
4. Организации продолжают сокращать штат редакции печатных версий, лишь немного расширяя его в цифровой сфере.
5. Символическим показателем упадка отрасли может являться и то обстоятельство, что многие газеты отказываются от
Таким образом, газетная индустрия вступила в 2013 года с некоторыми позитивными ожиданиями, но она все еще продолжает сталкиваться с трудными экономическими реалиями. Для индустрии становится типичным сочетание прямо противоположных процессов — сокращения и экспансии во многих сферах деятельности.