«Фринет» разошелся в тяжелое время
Компания «Фринет» в ближайшее время намерена усилить присутствие в шести городах Украины: Киеве, Житомире, Севастополе, Симферополе, Днепропетровске и Львове. В 2009 г., по словам гендиректора «Фринет» Виктора Фролова, оператор планирует увеличить абонентскую базу до 45-50 тыс. человек. Сейчас количество клиентов оператора составляет около 19 тыс. в Киеве — левый берег и Печерск. А покрытие собственной оптоволоконной сетью оценивается менеджментом компании как 900 домов, или 150 тыс. домохозяйств. К тому же в течение следующего года «Фринет» хочет вывести на рынок пакет услуг Triple Play. Для этого ему сперва нужно будет подготовить к запуску услуги, свойственные для этого пакета, а именно телефонию и IPTV. Для того чтобы осуществить заявленные планы, руководство оператора привлекло кредит Брокбизнесбанка в размере $15 млн.
Конкуренты «Фринет» также заявляют о намерении активно развивать FTTB (Fiber-to-the-building). Но им, вполне возможно, придется пересмотреть свои планы в связи с замораживанием проектов по недвижимости. Ведь новостройки являются одним из основных стимуляторов расширения проектов типа «Оптика в каждый дом».
Напомним, что недавно гендиректор «Украинских Радиосистем» (TM Beeline) Александр Баринов сообщил, что компания также разрабатывает масштабный FTTB-проект с последующим выводом Triple Play, несмотря на сложную ситуацию на рынке. Он сказал, что оптоволоконная сеть УРС (на базе «Голден Телекома») достигла покрытия в 860 тыс. домохозяйств в Киеве и в шести крупнейших городах страны. При этом проект насчитывает пока только примерно 10 тыс. подключенных абонентов. К концу года планируется удвоить показатель подключения и увеличить присутствие до 1 млн. домохозяйств, а через год — еще раз удвоить эту цифру.
«Фарлеп-Оптима» (ТМ Vega, принадлежит СКМ) также планирует активно развивать FTTB, только не столь масштабно, судя по заявлениям ее менеджмента. «Мы сейчас присутствуем примерно в 600 зданиях по FTTB, из них 400 — на первичном рынке. Мы планировали нарастить наше присутствие только в текущем году до 1,5 тыс. зданий. Из них на первичный рынок приходится 2/3. Т.е. в 600 новых зданий мы планировали войти с FTTB. Оптика уже находится близко к ним: в радиусе от 500 м до 1 км. Большинство этих домов уже практически на этапе сдачи. Месяц-другой, и они должны начать заселяться»,— поделился недавно гендиректор Vega своими планами. По мнению экспертов, чтобы провести кабель к абоненту внутри дома, нужно вложить около $30-70.
Конкуренты по-разному смотрят на возможности развития на рынке FTTB еще одного крупного игрока. Как заявил директор по маркетингу Beeline Антон Володькин, сегмент услуг, предоставляемых по технологии FTTB, только развивается, и место для новых игроков на этом рынке есть. «Ведь даже в Киеве проникновение интернета еще не достигло очень высоких цифр. Сейчас многие пользователи переходят со старых интернет-технологий на широкополосный доступ, но если говорить о проценте проникновения услуг, предоставляемых по оптоволокну, он пока меньше, чем по ADSL-доступу»,— подчеркивает он. По словам господина Володькина, для любого нового игрока, который хочет выйти на рынок таких услуг, одним из критических факторов успеха является умение правильно строить свою сеть и получать большой территориальный охват.
В то же время директор по стратегическому развитию сетей компании Datagroup Олег Стефанюк не видит перспективы для внедрения Triple Play еще как минимум в течение двух-трех лет: «Учитывая влияние таких факторов, как финансовый кризис, особенности конкурентной среды, платежеспособность населения, проблемы с дубляжом телевизионного контента и др., планы «Фринет» по национальному FTTB-проекту выглядят утопическими». По его словам, если бы «Фринет» сосредоточился только, скажем, на одном или нескольких городах и в лучших экономических условиях, то в его успех можно было бы поверить.
Станислав ЮРАСОВ