Френдов сто, а лайков — ноль
Джемма Уортэм в коллективном блоге Bits от NYT сетует, что Фейсбук уже не торт. Мы отчасти разделяем ее скорбь. Предлагаем и вам приобщиться к размышлениям, куда же движется пока еще крупнейшая в мире социальная сеть.
Вот как Джемма начинает свой рассказ:
Еще год-два назад большая часть активности в социальных сетях у меня происходила в Facebook. Будучи активным участником нескольких групп в Фейсбуке, я продавала там вещи, помогала друзьям подыскать жилье или шопилась в тематических сообществах. Была даже группа, где люди сообща показы инди-фильмов организовывали. Ну и вообще было прикольно знать обо всех новостях в жизни моей семьи, сестер и родных, даже если они живут за сотни и тысячи километров от меня.
Но последнее время я вижу, что гиперактивная аудитория моего Фейсбука как-то замедлилась и впала в спячку. Даже родные и двоюродные братья-сестры, закончив школу или колледж, поудаляли свои профили из соцсети, а те, кто остался, вообще свели информацию о себе к минимуму и вычистили оттуда все фотки. Я изредка по привычке что-то пишу или добавляю пару-тройку свежих снимков. Из хорошего осталась только трансляция прочитанных статей из агрегатора Buzzfeed, которые просмотрели мои друзья по соцсети; но для этого мне и Фейсбук не нужен – я могу и напрямую в Баззфид зайти.
Что же случилось с Фейсбуком? Это Джемме просто не везет или наступила эпоха заката соцсети?
Долгое время в компании отрицали тот факт, что пользователи (в особенности из юной и молодой аудитории) покидают соцсеть. Подтверждение пришло откуда не ждали: CFO компании Марка Цукерберга признал, что отмечено падение ежедневной аудитории. Подростки не удаляют профили, но стали просматривать их ощутимо реже и проводить меньше времени в соцсети в целом.
Падение привлекательности Фейсбука – первый сигнал того, что его значение в общении и общественном статусе больше не играет критической роли. Оказывается, можно спокойно прожить, если твои фоточки никто не лайкает, а глубокие мысли в постах – никто не читает.
Социолог Натан Юргенсон (Nathan Jurgenson), ставший недавно исследователем-аналитиком в команде Snapchat, описывает мейнстримовые социальные сайты как подобие громадного торгового-развлекательного центра. Люди заглядывают в витрины, подсматривают за чужой жизнью и интересами, выбирают онлайн товары и услуги, спонтанно беседуют или просто бродят бесцельно по этажам за неимением другого развлечения.
При этом Фейсбук – площадка регулируемая. Здесь есть свои правила, своя администрация, свой контроль и служба безопасности. Это вам не во дворе дурака валять. Кроме того, популярные соцсети стали превращаться в этакий цифровой аналог "желтых страниц": гигантский справочник и путеводитель по чужой жизни с устоявшимся набором контента, структурой и возможностями. Подросткам скучно пользоваться заготовленным шаблоном. Поэтому среди них растет популярность Snapchat, Twitter, Tumblr, Pinterest и Vine.
Другие исследователи тоже сходятся во мнении, что современный Фейсбук – это что-то вроде утилиты, телефонного справочника или оператора мобильной связи. Здесь документируют ключевые события, важные вехи, мероприятия или скандалы, достижения или жизненные изменения. Но сюда не ходят поболтать от скуки в компании друзей, это – не цифровой аналог бара или кафе.
Став универсальным инструментом, где "все сидят", где есть большая тусовка и где френдов больше, чем в реальном мире, Фейсбук потерял былое очарование и новизну для молодежи. А за юными тянутся и те, кто чуть постарше, а там – и вовсе взрослые.
На грядке по соседству подрастает дружная семейка конкурентов: это социальные мессенджеры, которые сочетают в себе отправку сообщений и аналог "социальной сети в кармане" — универсальный WhatsApp, популярный в Японии Line, громко заявивший о себе Snapchat, китайский WeChat, корейский KakaoTalk и прочие. Они современным подросткам от Азии до Канады заменяют старые СМС-ки, которыми все друг друга закидывали в "нулевых".
Учитывая скорость, с которой развиваются и растут социальные медиа, современный Facebook стоит на пороге "кризиса среднего возраста". Да, Марк Цукерберг купил Instagram; да, они купили и поглотили еще пару-тройку стартапов для мобильных сервисов и аналитики пользователей. Но подростки всё равно уходят (пусть даже "селфи" и стало словом года в Оксфордском словаре).
Проблема не только в оттоке аудитории. Соцсеть зарабатывает на рекламодателях. Меньше молодежной аудитории, заинтересованной в рекламе = меньше показов рекламы = меньше продаж = меньше бюджет на рекламу в соцсетях = меньше доходы Фейсбука.
Да, Марку и его команде пока ничего не угрожает. Правда лишь в том, что тинейджеры – это те, кого принято называть early adopters. И если они ушли первыми и стали осваивать новые площадки – то опасаться стоит не оттока пользователей, а тех площадок, которые могут заменить эту соцсеть для всех в ближайшем будущем.